Что будет с рынком полистирола?

31 Октября 2008

Производители полистирола и продукции из него на Западе переживают не лучшие времена: несколько последних лет увеличение издержек сопровождает сокращение спроса в ряде сегментов, что заставляет всерьез задуматься о будущем отрасли. При этом ситуация в России выглядит более чем оптимистично: потребление растет невзирая на повышение цен. Однако нельзя забывать, что мы также являемся частью мирового рынка. Что ждет отечественный рынок, и от чего зависит его будущее?

 

Мировой рынок стагнирует

 

В начале 2008 г. об увеличении цены на различные виды полистирола сообщали компании Ineos Nova, BASF, Dow Europe, удорожание сырья. Однако с августа тенденция изменилась в сторону снижения цен: в ряде случаев оно составило более 5% от летнего уровня. Вспененный полистирол подешевел меньше, но кризисные явления не обошли и этот сегмент. Для стабилизации рынка и компенсации растущих издержек на сырье сокращать производство начали как производители мономера – стирола, так и производители пластмасс. Например, Ineos Nova объявила о сокращении с 1 октября 2008 г. производства полистирола в Европе на 30%. Ранее о решении на 25% сократить производство пластмасс на основе полистирола с 1 октября 2008 г. на заводах в Людвигсхафене и Антверпене сообщал концерн BASF. Полистирольные производства концерна претерпели реструктуризацию для последующей продажи. По сообщению руководства BASF, принимаемые меры связаны с сокращением спроса на полистирольные пластики почти по всем сегментам.

Хотя положение мирового рынка в этом году характеризуется определенной остротой, оно не представляется экстраординарным, если проанализировать развитие последних лет. Можно сказать, что данная ситуация была этим развитием подготовлена, а обострение кризиса спровоцировало повышение цен на сырье и общая неблагоприятная конъюнктура.

 

В Восточной Европе – высокие темпы роста

 

Тогда как в Западной Европе складывается сложная ситуация, в Восточной – противоположная тенденция. Здесь уровень потребления продукции из полистирола еще не достиг уровня Запада, а потому сохраняет значительный потенциал роста. Высокий спрос в Польше даже подвигнул тайваньскую компанию Loyal Group к строительству там завода по производству вспенивающегося полистирола мощностью до 100 тыс. тонн в год (запуск планируется в 2010 г.). Стремительными темпами растет потребление и производство полистирола на Украине. По данным С. Гунчака («Евразийский химический рынок»), в 2007 г. спрос на полистирол украинском рынке достиг около 63,8 тыс. т, в том числе 34,5 тыс. т – вспененный PS, 19,5 тыс. т – ударопрочный PS, 9,8 тыс. т – PS общего назначения. И если собственное производство вспененного полистирола на Украине близко к потребностям внутреннего рынка, по остальным типам подавляющим образом преобладают импортные материалы. Единственный на Украине производитель полистирольных пластмасс концерн «Стирол» продолжает активно наращивать мощности и объемы производства. По итогам первого полугодия 2008 г. объем продаж увеличился на 19,5%.

Таблица 1. Показатели украинского рынка полистирола в 2007 г. по видам, тыс. т. («Евразийский химический рынок»)

виды полистирола

производство
(концерн «Стирол»)

импорт

экспорт объем рынка
общего назначения

1,2

9,2

0,6

9,8

ударопрочный

2,3

18,3

1,1

19,5

вспенивающийся

30,3

19,1

15,0

34,5

ВСЕГО

33,8

46,7

16,7

63,8

 

Россия: прирост снижается

 

За период 2002-2007 гг. потребление полистирола на российском рынке увеличилось более чем в 2 раза – на 106,6%, в то время как в мире целом прирост составил 6,8% (ЗАО «Креон»). Однако темпы прироста в последние в 2007-2008 гг. значительно снизились (См. Табл. 2)

В структуре потребления преобладает полистирол общего назначения и ударопрочный (56,2%), на вспенивающийся приходится 32,7%, на АБС-пластики – 9,7%, на остальные сополимеры – 1,4% (2006 г, ЗАО «Креон»).

В России по-прежнему остается крайне высокой импортная квота: более 2/5 всего потребляемого полистирола ввозится. Анализ динамики показателей потребления и производства указывает на не столь оптимистичные перспективы отрасли (Диагр. 2).

В последние годы основной рост потребления полистирола пришелся на 2005-2007 гг., тогда как в 2008 г. говорят о существенном спаде. В этом году рост рынка полистирола прогнозируется на уровне 2%. И, как видно из Диагр. 2, уже в 2005 г. тенденции замедления обнаружились и в развитии производства, которое растет примерно на 10% в год.

При этом ситуация с использованием мощностей у разных производителей неодинакова (Диагр. 3).

Благоприятным можно назвать положение компаний «Нижнекамскнефтехим», «Ангарский завод полимеров» и «Стайровит», которые в 2007 г. были загружены более чем на 86%. Уровень загрузки. На «Салаватнефтеоргсинтезе» и «Пластике» (г. Узловая) загрузка составила соответственно 72,3% и 76,0%, что ниже среднего российского уровня (76,8%). Крайне низким использование мощностей было на «Токеме» и «Омскполимере».

 

Угроза иностранной конкуренции

 

Потенциал импортозамещения ни в коем случае нельзя отождествлять с импортной квотой. Российскую производственную ситуацию характеризует несоответствие инфраструктуры потребностям рынка. На это указывает различие структуры производства и импорта. В то время как на полистирол общего назначения и ударопрочный приходится 83,8%, а на вспенивающийся – 9,5%, в структуре импорта, наоборот, преобладает вспенивающийся полистирол (56,7%), а доля полистирола общего назначения и ударопрочного – только 26,6% (2007 г, ЗАО «Креон»). Если судить по потреблению, структура импорта гораздо больше соответствует потребностям рынка, чем собственное производство. Особенно уступает по качеству выпускаемый в России по устаревшей технологии вспенивающийся полистирол. Ни по качеству, ни по мощности не может соревноваться отечественное производство АБС-пластиков, не говоря уже о других сополимерах полистирола. Но в секторе полистирола общего назначения и ударопрочного российские предприятия конкурентоспособны, именно здесь и возможно импортозамещение. Поскольку крупные западные производители полистирола находятся в столь неблагоприятной рыночной ситуации, это заставляет их удерживать низкие цены. И если рост российских цен опередит мировые, тенденция на сокращение импортной квоты, имевшая место с 2002 г., может измениться на обратную.

Чтобы улучшить свои конкурентные позиции и гарантировать сбыт в будущем, с предложением об увеличении импортной пошлины на полистирол с 10% до 20% в Комиссию правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике обратилось руководство ОАО «Нижнекамскнефтехим». Если ставка сбора удвоится, российские производители полистирола выиграют в любом случае – для импортеров будет создан надежный барьер. Активные действия «Нижнекамскнефтехима» связаны с запуском в августе линии по производству полистирола ударопрочного и общего назначения суммарной мощностью 50 тыс. т, а также намерением запустить новую очередь по вспененному полистиролу в 2010 г.

Учитывая ввод новых предприятий другими компаниями, на внутреннем рынке в ближайшие годы возникнет избыток мощностей.

Кроме ООО «Нижнекамскнефтехим» значительно увеличить свои мощности планируют ООО «Стайровит» и ЗАО «Сибур-Химпром». Определенные планы по расширению производства имеются и у других компаний. Если все эти намерения осуществятся, к 2012 г. суммарная мощность российских предприятий по полистиролу и сополимерам составит 662,7 тыс. т в год.

 

Полистирол и упаковка

 

Упаковка не является основным сектором потребления полистирола, поэтому ее производители не могут оказывать столь сильного влияния на развитие рынка. По данным ЗАО «Креон», в 2007 г. на упаковку приходилось 25,2% от общего потребления полистирола. По сравнению с показателем 2006 г. – 24,5% – она повысилась, что говорит о позитивном развитии в последние годы. Тем не менее, полистирол остается довольно дорогим материалом, и дальнейшее подорожание может сказаться на его потреблении. Даже в таком, кажется, стабильном секторе как одноразовая посуда может происходить замещение полистирола другими материалами (например, картоном).

Производители упаковки ожидают от возможного повышения пошлины удорожания своего сырья и, тем не менее, смотрят в будущее с оптимизмом. По сообщению руководителя службы снабжения лидирующего на российском рынке производителя полистирольной упаковки дивизиона «Комус-упаковка» (работает на импортном сырье) Веры Чичковой, российский рынок в этом сегменте растет примерно на 20% ежегодно. По ее словам, в России уровень потребления продукции из полистирола в десятки раз меньше уровня развитых стран (примерно 3 кг на душу населения в год), что вселяет надежды на рост. Ограничивающим фактором в развитии упаковки из полистирола является только платежеспособный спрос населения.

 

Кирилл Корякин

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Тара и упаковка"
unipack.ru
Поиск по сайтуЯndex