Если на протяжении длительного времени, с момента становления
капиталистических отношений в России, производитель был сам себе
хозяин, самостоятельно планируя свои производственные перспективы,
решая, куда и сколько поставлять, то теперь необходимо учитывать фактор
торговых сетей, покрывающих практически всю территорию страны. Время,
когда в цепочке сбыта пищевых товаров доминировали рынки и частный
сектор, стремительно уходит в прошлое. По прогнозам ИА «InfoLine», к
2010 году доля современных торговых площадей в России составит 45%, а
розничным сетям будет принадлежать порядка 85% российского рынка продаж
продуктов питания. По данным консультантов агентства «Качалов и
Коллеги», в странах Западной Европы и США 3 из 4 долларов, заработанных
на тех или иных торговых форматах, проходят через розничные
гипермаркеты и торговые сети.
Упаковка
В последнее время «сетевой» вопрос стал напрямую затрагивать как
упаковку, так и оборудование, на котором она производится. Ввиду только
одной ясной и понятной причины: весь товар, поступающий в сеть, должен
быть упакован. А в последнее время не просто упакован, а упакован в
соответствии с достаточно строгими правилами, требующими от
производителя продуктов питания немалых капиталоемких затрат, начиная с
покупки роботизированного оборудования и заканчивая правильным штрих
кодом. Одной из главных причин такого «отношения» со стороны сетей
является естественное желание максимально снизить издержки на прием и
складирование поставляемых товаров. Так, например, укладка товаров на
палеты позволяет загрузить машину за 40 минут вместо 3–4 часов. А для
сетей формата «Метро» групповая упаковка и вовсе является обязательным
требованием, ведь другой там просто нет. И все же сотрудничество с
торговыми сетями, несмотря на строгие, и чаще всего справедливые,
требования с их стороны, процесс для производителя выгодный.
Поскольку торговля постоянно держит руку на пульсе требований
рядового покупателя, именно торговые сети знают, как лучше им
удовлетворить. В общем и целом нет четких требований к упаковке,
которые являлись бы общими для всех сетей. Например, в известной сети
«Метро» главным требованием к упаковке является наличие этикетки с УПК
(штрих-кодом), что также является обязательным для большинства торговых
центров. Или требования сети «Перекресток» об упаковке товара на
палетах евростандарта. Но чаще всего производитель и сеть
договариваются в каждом конкретном случае, какой должна быть упаковка.
В целом можно констатировать, что так или иначе упаковка должна быть
групповой и отвечать следующим значениям:
- Упаковка должна быть многоуровневой. Для
облегчения транспортных операций товар в крупный супермаркет
доставляется на так называемой «европалете» или деревянном поддоне
стандартного размера. На них —коробки или ящики таких размеров и форм,
чтобы груз было несложно разгрузить руками, в том числе и женскими.
Внутри ящика находится розничная упаковка — тот самый товар, который
выставляется на полку магазина. Внутри этой упаковки единица товара
также должна быть снабжена индивидуальной упаковкой. Похожим образом
упаковывается и подавляющее количество сладостей: шоколадные батончики
упакованы в полиэтиленовую пленку, фиксированное их число уложено в
коробку или пакет, которые, в свою очередь, укладываются в ящики, а те
— уже на палету. Такая организация упаковки позволяет магазину
проводить как штучную, так и групповую (блоками) или
мелкооптовую(ящиками) продажу.
- Упаковка должна
соответствовать определенным стандартам. Каждая серьезная сеть
супермаркетов оговаривает с предприятиями-поставщиками требования к
различным видам упаковки товаров. И товаропроизводитель берет на себя
обязательство не менять без согласования тип, форму и качество
упаковки, которая должна надежно выполнять свои задачи. Были случаи,
когда из-за неполадок упаковочного оборудования производитель без
согласования менял тип упаковки. Так, одна из компаний-производителей
обычно поставляла товар в завариваемых двухслойных полиэтиленовых
пакетах, а тут ей пришлось временно перейти на бумажные, которые не
обеспечивали требуемой прочности. Принять и выставить такой товар
магазин отказался. В итоге фирма оказалась перед проблемой сбыта своей
продукции.
- Транспортная упаковка должна быть либо
возвратной, либо легко утилизируемой. В любом супермаркете за день
собирается несметное количество транспортной упаковки. Поэтому вся она
стандартизуется: палеты имеют строго оговоренные размеры с целью их
многократного использования, картонные коробки легко складываются и
т.д. Существуют еще конкретные требования к упаковке отдельных видов
товаров, у каждой сети магазинов свои. Например, крупные супермаркеты
не принимают молоко в двухслойной полиэтиленовой пленке, а многие
супермаркеты экономкласса — принимают.
Как попасть в сеть?
Если вопрос с упаковкой так или иначе является решаемым, то вопрос
непосредственного «попадания» на полку представляется более трудоемким
с немалым количеством сопутствующих субъективных факторов. И для
большинства производителей вопрос попадания в торговую сеть в последнее
время является вопросом выживания. Конечно же, таким «монстрам», как
Coca-Cola или Nestle, место на полке гарантировано, просто ввиду того,
что бренды данных компаний являются весьма разрекламированными и сети
от их продаж только выигрывают. А как быть остальным, например
региональным производителям, желающим выйти на федеральный уровень? По
данным серии исследований, проведенных маркетинговым агентством
«Качалов и Коллеги», существуют требования «по умолчанию», без которых
в сеть попасть невозможно. Их можно разделить на три группы:
«Товар-Цена» — сюда входят такие параметры, как качество товара,
репутация компании, позиционирование продукта, скидки и многое другое.
Вторая группа — «Поставки»: регулярность, комплектность, оперативность
и пр. Третья — «Маркетинг». К ней относятся и маркетинговые бюджеты, и
все, что связано с процедурой продвижения товаров в магазинах.
Четвертая, одна из самых больших групп, — «Профессионализм» — включает
и профессионализм самой компании в целом, и профессионализм менеджеров.
Рассмотрим наиболее важные критерии. Естественно, что каждый
производитель считает свой товар лучшим в мире, и это нормально. Но с
точки зрения критериев рынка товар сам по себе должен быть
качественным, и это основное требование. Кстати, оценку качества будут
проводить сотрудники торговой сети в ходе первой бесплатной(!) поставки
товара в сеть, что является следующим практически безусловным
требованием, иедь в ходе такой поставки сеть может рассчитать
ликвидность и оборачиваемость предполагаемого к поставке товара. О
документации на товар говорить не приходится, так как этот фактор
является необходимым ввиду приличного количества проверяющих
организаций. Помимо качества товара, бесплатной поставки и документации
важным фактором выступает своевременность поставки продукции и
100-процентное соблюдение ранее заявленного ассортимента продукции. В
случае несоответствия ассортименту сети уже сегодня отказываются от
дальнейшего сотрудничества и заворачивают товар.
Следующая составляющая — быстрота реакции. Она актуальна в момент
колебаний спроса на рынке, при которых необходимо быстро отреагировать
новыми поставками. Например, необходимо привезти дополнительное
оборудование или дополнительный товар. Здесь речь может идти о
сокращении времени поставки от момента звонка буквально до 8 часов:
утром позвонили — вечером привезли, вечером позвонили — утром привезли.
Далее идет ассортимент товара и его запас. Существуют два показателя
правильности расчета ассортимента и запаса.
Во-первых, это наличие товара на складе. Между двумя поставками
товара не должно оставаться запаса на складе более чем на два дня
непрерывной торговли. Если в магазине имеется запас на четыре или на
полдня —поставщик плохой. Это влечет за собой снижение эффективности
складских площадей магазина или повышение риска торговли. Второй
показатель — максимизация прибыли с метра торговой полки. Если
поставщик умеет рассчитать максимальную прибыль в своем ассортименте и
правильно скомпоновать этот ассортимент для своего торгового партнера,
он получает дополнительные преимущества. Еще одним немаловажным
параметром группы менеджмента является общение менеджеров. Под этим, в
частности, подразумеваются и такие эмоциональные характеристики, как
внешний вид, вежливость, обходительность. Очень важны и рациональные
характеристики —знание профессиональных тонкостей в торговле,
особенностей продукта, умение вести разговор на одном языке. Еще один
параметр — цена: она должна устраивать все стороны, т. е. и розницу, и
производителей, и покупателей. Безусловно, в ряде случаев сети могут
спорить с производителем о цене: требовать скидки, рассрочки платежа,
дополнительные бонусы и т. п. Необходимо еще раз подчеркнуть, что все
эти требования не формируют конкурентного преимущества поставщика, они
просто должны выполняться в обязательном порядке.
Маркетинг
В своем исследовании «Новые формы взаимоотношений
«Производитель-Сеть» отдельной строкой Игорь Качалов выделяет
маркетинг. Первые две позиции маркетинга — плата за вход и аренда
полок. По каждой из этих позиций речь идет о платежах от десятков до
сотен тысяч долларов. Конкретная величина зависит от планируемых
продаж, самой торговой марки или от количества магазинов в сети.
Наличие регулярного бюджета маркетинга — этот критерий аккумулирует от
тысяч до десятков тысяч долларов ежемесячно на такие мероприятия по
продвижению товара, как реклама около магазина, промоакции и т. п. Во
время проведения подобных акций рост продаж товара увеличивается в 3–4
раза. Количество этих мероприятий зависит от рыночной доли товара и от
количества магазинов в сети. Позиционирование марки — здесь речь идет о
профессиональном позиционировании бренда, четко указывающем на выгоды
покупателя, приобретающего товар данной марки. Один из самых важных
критериев в этом ряду — осведомленность и лояльность покупателей к
марке. Эти показатели необходимы для формирования круга постоянных
покупателей продукции определенных брендов в магазине, что в конечном
счете гарантирует необходимый поток покупателей в торговую точку.
Почему так много именно маркетинговых критериев в работе сети?
Причина проста — фокус внимания, интереса конечных потребителей
все больше и больше замыкается на момент покупки. Все меньше и меньше
людей с каждым годом обращают внимание на телевизионную рекламу. На
раннем этапе массовая реклама информировала покупателя о новых
продуктах, а позже, ввиду большого количества рекламных сообщений,
начала раздражать. Таким образом, с каждым годом человек в магазине
становится все более внимательным к товарам на полке, к информации,
ждущей его непосредственно в местах продаж. Возьмем средний супермаркет
с торговой площадью от 500 до 800 кв. м. Простой покупатель проводит в
таком супермаркете в среднем 20 минут. Активный покупатель, формирующий
основной поток продаж, проводит до 25–27 минут в зале плюс 7–10 минут
на кассе. Все это время можно использовать для эффективного
использования бюджетов, например для проведения промо-акций. Тем самым
можно действительно многократно поднять продажи марки, за которую
отвечает поставщик.
Финансы
Ключевое влияние при формировании новых взаимоотношений между
производителем и поставщиком, с одной стороны, и сетью — с другой,
оказывает наличие денег. Ведь все перечисленное: и поставки «точно
вовремя», и сроки, и маркетинговые бюджеты, и профессионально
подготовленный персонал, и многое другое — требует больших денег.
Алексей Сергеев
|