Стратегия для транспорта Юга (часть 1)

24 Декабря 2008

Южный федеральный округ нуждается в развитии транспорта не только как регион, где зимой 2014 года пройдет Олимпиада, но и как одна из самых густонаселенных частей страны, имеющая великолепный экономический потенциал, сдерживающийся в том числе и инфраструктурными вопросами.
 
Дорожно-транспортный комплекс — динамично развивающаяся отрасль, одна из ведущих в экономике Южного федерального округа, на долю которой приходится более 9% валового регионального продукта.

Развитие транспортной системы региона обусловлено особенностями хозяйственного комплекса Юга России, отраслевой и территориальной структурой производства, местом региона в национальном и международном разделении труда, географическим положением и рядом других факторов.

В современных условиях дорожно-транспортный комплекс ЮФО играет ключевую роль в обеспечении растущего спроса отраслей экономики региона, внешнеторговых транспортно-экономических связей России, потребности населения в транспортных услугах.

Стратегия развития транспортно-логистического комплекса представляют собой составную часть разрабатываемой Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2025 года.

Необходимость разработки перспективных направлений развития транспортно-логистического комплекса в рамках Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа обусловлена следующими причинами:

  1. Выходом российской экономики на качественно новый этап своего развития, основанный на макроэкономической стабильности, высоких темпах роста, расширении инвестиционных возможностей, а также переходом от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития и социально-ориентированной модели развития общества;
  2. Процессом интеграции национальной экономики, а следовательно, и транспортной инфраструктуры в мировую (планируемое вступление России в ВТО), который сопровождается усилением внутриотраслевой и международной     конкуренции, растущими    требованиями    ко всем составляющим транспортного процесса;
  3. Завершением в транспортной сфере базового этапа рыночных   реформ,   охватившего структурные и институциональные преобразования во всех подотраслях транспорта;
  4. Наличием системных проблем в развитии транспортно-дорожного комплекса Юга России, необходимостью устранения инфраструктурных ограничений долгосрочного развития экономики региона;
  5. Необходимостью учета на региональном уровне приоритетов национальной транспортной стратегии, а также разрабатываемых и вновь утвержденных стратегических документов развития экономики и отраслей транспорта Российской Федерации.

Глобализация экономики, сопровождаемая процессами всестороннего обмена информацией, ресурсами, товарами и услугами, требует адекватного транспортного обеспечения, внедрения новых технологий, эффективность которых оценивается уже не столько количественными показателями (мощностью, пропускной и провозной способностью, другими технико-эксплуатационными параметрами отдельных элементов транспортной системы), сколько системными, качественными характеристиками транспортных узлов, инновационными технологиями, позволяющими оптимизировать движение товарных, информационных и финансовых потоков, эффективно управлять транспортно-распределительными процессами и транспортными ресурсами, обеспечивая конкурентоспособный уровень транспортно-логистического комплекса ЮФО на отечественном и мировом рынках транспортных услуг.

Современное состояние транспортно-логистического комплекса ЮФО

Транспортно-дорожный комплекс Южного федерального округа представляет собой совокупность всех видов современного транспорта и объектов транспортно-логистической инфраструктуры.

Транспорт Юга России играет ведущую роль в обеспечении внутрироссийских и международных транспортно-экономических связей. В общероссийском объеме грузовых отправлений на его долю в 2006 году приходилось более 11%. Общий объем перевозок грузов всеми видами транспорта в Южном федеральном округе в 2006 году превысил 154 млн тонн.

В структуре баланса грузовых перевозок ЮФО более 60% приходится на внутрирегиональные перевозки. Из общего объема перевозок грузов автомобильным транспортом свыше 80% осуществляется во внутрирегиональном сообщении. Соответственно, железнодорожным транспортом перевозится 60% грузов в пределах территории Южного Федерального округа, и 40% приходится на транзитные перевозки. Основная часть перевозок грузов внутренним водным транспортом осуществляется в межрегиональном и международном сообщениях, учитывая транзитный характер экспортных грузопотоков по водным коммуникациям юга страны.

Ведущее место среди магистральных видов транспорта региона занимают железные дороги. По территории юга страны проходят железнодорожные магистрали: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар с ответвлением на Новороссийск (Адлер); Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Махачкала— Самур (Азербайджан); Саратов — Волгоград — Котельниково — Сальск — Тихорецк в направлении черноморских портов; Москва — Саратов — Волгоград — Астрахань — Махачкала.

Пропускная способность железнодорожных ходов Ростов-на-Дону — Минеральные Воды и Ростов-на-Дону — Новороссийск превышает 65 млн тонн, а Волгоград — Котельниково — Сальск — Тихорецкая — 25 млн тонн.

Грузовые и пассажирские перевозки в регионе осуществляют Северо-Кавказская и Приволжская железные дороги — филиалы ОАО "РЖД". Северо-Кавказская железная дорога является припортовой и обеспечивает транспортные грузопотоки в направлении морских портов Южного бассейна, а также пассажиропотоки в направлении курортов Северного Кавказа и Черного моря (отделения СКЖД: Ростовское, Краснодарское, Минераловодское, Махачкалинское, Грозненское). В Волгоградской и Астраханской областях перевозки грузов и пассажиров осуществляют соответствующие отделения Приволжской железной дороги.

Общая эксплуатационная длина железных дорог в ЮФО составляет 8725 км, что превышает 10% общесетевой протяженности. Доля железнодорожного транспорта ЮФО в объеме грузовых отправлений в России в 2006 году составила 7,8%, при этом удельный вес грузовых железнодорожных перевозок в общем объеме перевозок транспортным комплексом ЮФО превышает 66%.

В ЮФО расположены все южные морские и речные порты европейской части России (Новороссийск, Туапсе, Махачкала, Оля, Таганрог, Ейск, Кавказ, Темрюк, Тамань, Ростов-на-Дону, Азов, Усть-Донецк, Волгодонск, Волгоград, Астрахань и др.).

Суммарный объем перевалки грузов в портах Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов превышает 160 млн тонн в год, в том числе 30% — по переработке сухих грузов и 70% — по перегрузке наливных грузов (нефть и нефтепродукты). Удельный вес перевалки грузов в морских портах ЮФО в соответствующем грузообороте России равен 34%.
В грузообороте морских портов Южного федерального округа наибольший удельный вес имеют порты Новороссийск (70,6%) и Туапсе (13,3%).

Протяженность внутренних водных судоходных путей на территории Юга России составляет 3,5 тыс. км.

Основной водной артерией, связывающей порты пяти морей, и в том числе бассейны Каспийского и Черного, является Волго-Донской судоходный канал, протяженностью 100 км. Базовыми параметрами, определяющими условия судоходства в Волго-Донском канале, являются глубина водного пути — 3,5 м, ограничивающая грузоподъемность судов 5000 тонн, сезонность навигации (8—9 месяцев в году), а также состояние гидротехнических сооружений. К числу барьерных объектов на пути движения судов на рассматриваемом направлении относятся Кочетовский гидроузел, реконструируемый в настоящее время, а также разводной железнодорожный мост через реку Дон в городе Ростове-на-Дону.

Общий объем грузоперевозок по Волго-Донскому каналу в 2006 году составил 8,1 млн тонн, из них: 75% приходится на экспорт, 20% — на внутренние перевозки, 3% — на импорт. Основное направление грузопотока (с востока на запад) составляет 85% всего объема грузоперевозок.

По обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием ЮФО занимает второе место в России после Центрального федерального округа. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 60,8 тыс. км, что равняется 11,7% общероссийского уровня. Территорию Южного федерального округа пересекают федеральные автомагистрали М-4 «Дон», М-6 «Каспий», М-21 «Волгоград — Кишинев», М-27 «Джубга—Сочи», М-29 «Кавказ».

Ведущую роль в региональных перевозках грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт. По уровню автомобилизации ЮФО занимает ведущее место среди федеральных округов России. Общее число зарегистрированных автотранспортных средств составляет: легковых — 3 806 тыс. шт., грузовых — 760 тыс. шт., автобусов — 150 тыс. шт. Уровень автомобилизации легковых автомобилей на 1000 жителей в среднем по округу составляет 176 ед. (наивысший показатель в Краснодарском крае — 228). Доля перевозок грузов, осуществляемых грузовым автопарком крупных и средних предприятий всех отраслей экономики ЮФО, составляет 9,4% от общего объема грузовых перевозок в стране.

Автобусным транспортом крупных и средних предприятий обслуживается 170 городов и поселков городского типа, 4445 сельских населенных пунктов в регионах ЮФО. Общая протяженность маршрутной сети составляет 311 тыс. км. Доля перевозок пассажиров, осуществляемых автотранспортом в субъектах ЮФО, составляет 10,5% от общего объема пассажирских перевозок автобусами в России.

Крупные города — административные центры субъектов Юга России и центры курортных зон (Минеральные Воды и Сочи) обеспечены регулярным воздушным сообщением практически со всеми регионами России и рядом зарубежных стран. В Южном федеральном округе действуют 18 аэропортов, в том числе 8 — федерального значения, имеющих международный статус — 12.

Крупные международные аэропорты федерального значения функционируют в городах Ростове-на-Дону, Краснодаре, Минеральных Водах, Сочи, Волгограде.

Объем перевозок пассажиров воздушным транспортом Южного федерального округа в 2006 году составил 2,78 млн человек (4,3% от общероссийского объема).

Геополитическое положение Южного федерального округа определяет его стратегическую роль в обеспечении международных транзитных транспортно-экономических связей между ведущими центрами мировой экономики на евроазиатском континенте в рамках существующих и развивающихся международных транспортных коридоров.

Система международных транспортных коридоров на территории Юга России включает участки двух евроазиатских коридоров: «Север— Юг» и «Транссиб», а также ответвления международных «критских» транспортных коридоров (№3, 7, 9).

Образование МТК «Север — Юг» позволило организовать доставку грузов из Скандинавии, стран Центральной Европы через железнодорожную, автодорожную и речную сети в российские порты на Каспии, страны Персидского залива и в обратном направлении объемом порядка 6 млн тонн. В общем объеме 40% составляют перевозки грузов российско-иранской торговли, 45% — российско-азербайджанской. Через порт Астрахань обеспечивается перевалка 31% общего объема грузовых перевозок, 14% — через порт Махачкала.

Развитие дорожно-транспортного комплекса в регионе осуществляется на основе реализации Федеральных целевых программ «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», «Юг России (2008—2012 годы)», которые являются основными инструментами решения важнейших региональных проблем в транспортной сфере при поддержке государства.

В рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России» на развитие объектов транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе в 2006 оду было направлено 5,5 млрд рублей средств федерального бюджета, что на 33% выше уровня предыдущего года.

За счет указанных инвестиций, а также средств бюджетов регионов осуществлялись реконструкция федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон», аэропортов в городах Ростов-на-Дону, Сочи, Астрахань, морских портов Оля, Махачкала, строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла, мостов в городах Волгоград, Волгодонск и многое другое.

В условиях стабильного роста экспортного потенциала и экономики России ОАО «Российские железные дороги» вкладывает значительные средства в развитие транспортной инфраструктуры региона. Развиваются припортовые станции в районах Новороссийска, Туапсе и Таманского полуострова, осуществляется реконструкция железных дорог на магистральном направлении Центр — Юг.

В рамках формирования международного транспортного коридора «Север — Юг» важное место принадлежит странам прикаспийского бассейна, состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры которых определяют будущее глобального проекта. Базовыми объектами инфраструктуры коридора становятся российские порты Каспийского побережья.

В Астраханской области осуществляется строительство портового комплекса Оля, подготовка портовой инфраструктуры к развитию паромного сообщения со странами прикаспийского бассейна. Продолжается реконструкция Махачкалинского морского торгового порта, завершается строительство железнодорожных паромов для перевозки грузов в порты Казахстана, Туркмении, Ирана.
 
Проблемы и факторные ограничения эффективности функционирования транспортно-логистического комплекса ЮФО

Отмечая в целом положительные результаты работы транспортного комплекса Юга России, необходимо также учитывать негативные тенденции в транспортном обеспечении экономики и населения региона, внешнеторговых связей государства, возрастающих объемов экспортно-импортных грузопотоков через морские порты юга страны.

Системными причинами указанных тенденций являются:
  • Несоответствие между уровнями   развития  транспортно-логистического      комплекса Южного  федерального  округа, эффективности и качества его функционирования  и  растущим спросом экономики и населения на транспортные услуги;
  • Несбалансированное развитие различных видов транспорта и нерациональное соотношение в транспортном балансе региона(ослабление позиций гражданской авиации и внутреннего водного транспорта), снижение конкурентных преимуществ транспортной инфраструктуры юга страны на мировом рынке транспортных услуг;
  • Низкий уровень логистического обеспечения  грузовых перевозок, практическое отсутствие мультимодальных транспортно-логистических комплексов на магистральных направлениях грузопотоков и в зоне деятельности крупных транспортных узлов;
  • Прогрессирующие тенденции износа основного капитала транспортно-дорожного комплекса региона; неэффективность финансово-экономических механизмов в инновационном воспроизводстве;
  • Увеличивающийся дисбаланс между ростом потребности в транспортных услугах и возрастающей нагрузкой транспорта на окружающую среду.

К числу ключевых проблем функционирования транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа относятся:
  1. Несоответствие опорной транспортной сети практически во всех регионах Юга России существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам.
  2. Неконкурентоспособные транспортные  технологии, нерациональное использование существующей инфраструктуры (доля  транспортных  издержек в себестоимости отечественной продукции  достигает  20%  по сравнению с 7% в экономически развитых странах), являются препятствием для удовлетворения растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижения себестоимости перевозок.
  3. Уровень  доступности  и качества   транспортных   услуг не отвечают платежеспособному спросу населения субъектов Федерации округа, мобильности трудовых ресурсов.
  4. Создаваемые перегрузочные мощности не обеспечены обслуживающей    транспортно-логистической инфраструктурой (припортовыми станциями, накопительными терминалами, авто- и железнодорожными подъездами, современными логистическими центрами).
  5. Сохраняется определенная зависимость внешнеторговых, в том числе транзитных, перевозок грузов от иностранных коммуникаций и перевозчиков.
  6. Существующая нормативно-правовая база не стимулирует развитие транспортно-логистического комплекса на основе внедрения инновационных технологий, направленных на обеспечение современных требований экологичности, безопасности, качества транспортных услуг.
  7. Уровень безопасности перевозочного процесса во всех отраслях транспорта, и в первую очередь на автомобильном, снизился до критического состояния.

Проблемами методологического характера являются отсутствие прогнозных моделей территориального развития страны на долгосрочную перспективу, стратегии внешнеэкономической деятельности, основанных на оценке конкурентных преимуществ России, интеграции отечественной экономики в мировую, а национальной транспортной системы — в международное транспортное пространство.

К сожалению, утрачена эффективно функционировавшая ранее общегосударственная система построения перспективных транспортно-экономических балансов (в целом по стране и в разрезе экономических районов), основанная на разработке балансов производства и потребления, ввоза и вывоза грузоемкой продукции.

Слабым местом существующих и разрабатываемых программ и крупных проектов развития транспортной инфраструктуры является недостаточность комплексного подхода, увязки межрегиональных и межотраслевых разрезов указанных программных документов (примеры — развитие Новороссийского транспортного узла, портовых мощностей в районе Таманского полуострова, автомобильной, железнодорожной инфраструктуры пассажирского сообщения на Черноморском побережье).

Оценка конкурентоспособности транспортных систем субъектов Федерации округа


Формирование локальных стратегий развития дорожно-транспортных комплексов в федеральных округах России основывается на ключевых тенденциях развития транспортной системы в национальном масштабе и приоритетах долгосрочного развития каждого макрорегиона.

Для оценки существующего положения и потенциальной роли транспортно-логистического комплекса в повышении темпов социально-экономического развития Южного федерального округа использован сравнительный анализ конкурентоспособности экономик субъектов ЮФО с учетом их транспортной составляющей.

В качестве базового инструмента для ранжирования регионов использован показатель «Интегральная конкурентоспособность транспортной системы субъекта ЮФО» и метод рейтингования локальных (базовых) критериев развития региональных экономик и распределения субъектов ЮФО на основе соответствующих обобщенных показателей.

Оценка конкурентоспособности транспортных систем субъектов округа производится в два взаимосвязанных этапа.

На первом этапе экспертным путем определен перечень нижеследующих обобщенных показателей оценки конкурентоспособности регионов и рассчитано их весовое значение в структуре интегрального показателя:
  • уровень развития  транспортной инфраструктуры;
  • уровень     использования транспортной инфраструктуры;
  • транзитный (международный) потенциал;
  • объем  рынка транспортных услуг;
  • оценка  динамики  рынка транспортных услуг;
  • уровень социально-экономического развития;
  • кадровое обеспечение;
  • энергообеспечение;
  • предпринимательский климат и инвестиционное обеспечение;
  • уровень жизни.

Второй этап включает проведение расчетов базовых, обобщенных показателей оценки конкурентоспособности транспортных систем регионов.

Величина каждого показателя определяется на базе количественных и качественных оценок данных государственной статистики и экспертно-аналитических исследований специализированных организаций.

На основе обработки рассматриваемых показателей производится рейтингование регионов ЮФО методом кластеризации.

Одним из важнейших критериев оценки конкурентоспособности территорий является показатель оценки уровня предпринимательского климата и инвестиционного обеспечения модернизации региональной экономики. Для его определения использована методика рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности регионов России Национального рейтингового агентства «Эксперт РА» за 2007 год, включающая:
  • законодательное обеспечение;
  • институциональное обеспечение   и   административные риски;
  • инновационный потенциал;
  • производственный потенциал;
  • инфраструктурный потенциал.

Дополнительно к данной методике рейтинговой оценки включен показатель «инновационная активность территорий», рассчитанный на основе данных государственной статистики («численность персонала, занятого исследованиями и разработками», «затраты на технологические инновации», «доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции»).

На основе результатов проведенного анализа уровня предпринимательского климата и уровня инвестиционного обеспечения в регионах Юга России сформулированы следующие выводы:
  • усилия региональных властей по созданию благоприятного инвестиционного   климата   выдвигают ряд субъектов ЮФО в число лидеров рейтинга: Краснодарский край и Ростовскую область, входящие в десятку регионов России со стабильным и качественным  инвестиционным климатом;
  • наблюдается существенное отставание от лидеров высокопотенциальных регионов — Ставропольский край и Волгоградская область;
  • характерной особенностью результатов рейтинга является укрепление позиций Республики Дагестан за счет сбалансированности   показателей,  определяющих потенциал  региональной экономики, и роста инновационной активности территории;
  • хорошей динамикой развития экономики обладают: Республика Северная Осетия-Алания и Республика Адыгея;
  • затяжной характер положения аутсайдеров демонстрируют Республика Ингушетия и Республика Калмыкия.

Результаты данного рейтинга отражают состояние инвестиционного климата по итогам 2007 года.

Интегральная оценка конкурентоспособности субъектов ЮФО определена суммированием обобщенных показателей с учетом их весов.

На основании вышеприведенного анализа и ранжирования регионов по составляющим показателя «Интегральная конкурентоспособность транспортно-логистического комплекса произведен расчет рейтингов и осуществлена кластеризация субъектов ЮФО на три следующие группы.

I группа— регионы-лидеры: Краснодарский край и Ростовская область.
II группа — высокопотенциальные  регионы  с  умеренной инвестиционной    активностью: Ставропольский   край,   Волгоградская  область,   Республика Дагестан, Астраханская область.
III группа — средне- и низкопотенциальные регионы с умеренной инвестиционной активностью:  Республика Северная Осетия-Алания, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Ингушетия и Республика Калмыкия.

«Контейнерный бизнес», № 7 (2008)

(Продолжение следует)


К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.containerbusiness.ru
Поиск по сайтуЯndex