Транспортно-промышленные пояса России

29 Декабря 2008

Транспортные пояса

При переходе России от сырьевого типа экономики (вывоза сырья, продуктового и товарного импорта) к инновационному структура грузового потока, проходящего через территорию страны, будет значительно меняться. Характер, объем, вес, габариты и направления транспортировки грузов станут другими. Существенно трансформируется и отечественная промышленность: центр производственной активности сместится на восток страны, возникнут новые средоточия грузообразования и грузопоглощения. Даже в наиболее перспективных отраслевых стратегиях невозможно учесть названные факторы. Это можно сделать только за счет разработки масштабных программ, в которых транспортная система России будет рассматриваться как единое целое и как часть мировой экономической и транспортной системы. Поэтому сегодня развитие транспортной системы России нужно осуществлять не за счет реализации пусть и крупных, но все же отдель-ных транспортно-логистических проектов, а путем создания так называемых транспортно-промышленных поясов (ТПП). ТПП должны охватывать различные регионы страны и включать в себя транспортные магистрали различного типа, а также производственные и добывающие предприятия.

Северный широтный

Наиболее значимым для России является проект Северного широтного транспортно-промышленного пояса (СШ ТПП). Его транспортной основой должна стать сквозная Северо-Российская Евразийская железнодорожная магистраль «Сахалин–БАМ–Севсиб–Баренцкомур (Белкомур)».

СШ ТПП будет сформирован в результате комплексного промышленного освоения регионов, прилегающих к трассе. В состав пояса войдут остров Сахалин, новый глубоководный морской порт в г. Ильинск и др. Это позволит расширить транспортно-экономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). СШ ТПП позволит России по-новому позиционироваться в мировой транспортной системе и значительно усилит общий промышленный потенциал страны за счет хозяйственного освоения обширных северных территорий. Кроме того, новый транспортно-промышленный пояс позволит начать масштабное освоение месторождений полезных ископаемых в донной части российского сектора Северного Ледовитого океана.

Предприятия, входящие в СШ ТПП, в основном будут специализироваться на отраслях, связанных с широким использованием местных месторождений полезных ископаемых (руды, нефти, газа) и леса: металлургии, машиностроении, деревопереработке, нефтепереработке, нефтехимии и т. д. В зоне СШ пояса будет сформировано несколько интегрированных промышленно-транспортных зон (ИПТЗ) на Байкало-Амурской магистрали (табл. 1). Их производственная направленность и демографическая перспектива показаны в табл. 2.

При создании Северного широтного ТПП будет уделено много внимания развитию транспортной системы севера европейской части России. Здесь сформируются несколько ИПТЗ со своей производственной и сырьевой специализацией. Они будут ориентированы на экономическое взаимодействие с соседними регионами России и экспорт товаров в страны Европы и Малой Азии. Дополнительное развитие получат структуры, обеспечивающие транспортные выходы на Белое, Баренцево и Балтийское моря.

На востоке Транссиба

Транспортно-промышленный пояс Восточного участка Транссиба (ТПП ВУТ) протянется от Владивостока до Иркутска и будет усиливать восточный участок Южного экономического пояса России. Местоположение этого региона в середине МТК «Запад–Восток» должно принципиально изменить позиции России в системе международных транспортных коридоров. С одной стороны, этот ТПП увеличит потенциал международного транзитного коридора между Европой и Азией. С другой стороны, у отечественных и зарубежных предпринимателей появится возможность организовать экспортное промышленное производ-ство на участках этого МТК. В зонах, прилегающих к восточному участку Транссиба, необходимо будет создать несколько новых центров деревопереработки, машиностроения и, что особенно важно, судостроения. Для этого в регионе существует не только кадровая и сырьевая, но и производственная базы: на заводах городов Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток и других (всего более десятка) уже используются новейшие технологии, предназначенные для выпуска морских судов нового поколения. В перспективе этот регион должен стать главным центром российского судостроения в восточной части страны.


Восточный меридианально-широтный

Восточный меридианально-широтный транспортно-промышленный (ВМШ ТПП) пояс будет сформирован на базе Амуро-Якутской железнодорожной магистрали и ее продолжения на Камчатку. Его ключевыми объектами должны стать Олюторская (Тихоокеанская) ИПТЗ, расположенная на берегу Тихого океана в основании Камчатки в зоне, удаленной от частых тектонических проявлений, и в г. Якутск, который может стать крупнейшим северо-восточным промышленным, инновационным и транспортно-логистическим центром. Кроме того, в этот пояс войдет крупное рыбоперерабатывающее предприятие, построенное на западном побережье Охотского моря. Его продукция будет поставляться как в Россию, так и в страны Тихоокеанского региона.

Особые экономические зоны и новые технологии

Ключевое значение для транспортно-промышленного развития Сибири и Дальнего Востока имеют особые экономические зоны (ОЭЗ). При их создании целесообразно учитывать опыт соседнего Китая. Однако необходимо понимать, что площади осваиваемых территорий двух государств являются сопоставимыми, но развитие Китая идет с востока на запад, а России – с запада на восток. Кроме того, плотность населения в Китае значительно выше, чем у нас в стране. Поэтому в России целесообразно создавать распределенные ОЭЗ. Наибольшего экономического эффекта можно достичь в том случае, если целостное, определенным образом структурированное пространство ОЭЗ будет организовано в соответствии с научно обоснованной стратегией, учитывающей особенности различных регионов, варианты налоговых льгот и т. д. Основными целями создания таких ОЭЗ должны стать: формирование новых производственных предприятий, интенсивное развитие регионов России, улучшение условий жизни населения.

При транспортно-промышленном освоении азиатской части России необходимо использовать современные технологии. В противном случае большинство масштабных проектов окажутся неподъемными для отечественной экономики и не привлекут необходимый объем инвестиций. В первую очередь это касается транспортных магистралей. Например, на болотах, на вечной мерзлоте или пересеченной местности целесообразно использовать надземные системы рельсового транспорта на основе напряженных стальных направляющих, созданных по специальной волоконно-струнной технологии (в настоящий момент реализуемость таких систем подтверждена экспериментально). Это существенно повысит рентабельность таких магистралей, позволит сохранить экосистему в районе их пролегания, в разы сократит время проезда населения или провоза грузов.

Еще одной перспективной транспортной технологией является использование речных и морских судов нового поколения, в том числе и на подводных крыльях (однокорпусных, катамаранов, тримаранов). Особенно актуальным станет применение таких средств на реках Сибири и Дальнего Востока, отличающихся коротким периодом навигации. В свою очередь новые амфибийные устройства (суда на воздушной подушке, экранопланы) смогут обеспечить сообщение по руслам рек (как во время навигации, так и после ледостава), слабо всхолмленным пространствам суши и акваториям омывающих морей. С их помощью можно осуществлять регулярное и экстренное сообщение с отдаленными регионами Камчатки, Курильских островов и Чукотки.

ТПП – катализатор развития экономики

Развитие указанных транспортно-промышленных поясов неизбежно приведет к промышленному и социальному развитию регионов Сибири и Дальнего Востока. В результате создания соответствующих магистралей и транспортной инфраструктуры будет сформирован чрезвычайно объемный производственный заказ для очень большого количества промышленных предприятий России – то есть система ТПП послужит катализатором ускоренного роста экономики всей страны. После того как транспортно-промышленные пояса будут сформированы, значительно возрастет роль России в системе международных транспортных коридоров, связывающих Азию и Европу. В то же время в стране возникнет новое экономическое пространство, оптимизированное по территории и возможностям.


*Владимир Путин, премьер-министр Российской Федерации:


«Наша транспортная система пока так и не стала по-настоящему единым организмом. Различные виды транспорта недостаточно интегрированы между собой. На такой базе не могут быть выстроены эффективные логистические схемы, а высокие транспортные издержки неизбежно закладываются в стоимость товаров и услуг. Мы упускаем и прямую выгоду, которую мог бы приносить транзит грузов через нашу территорию».


Татьяна Есикова, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, к. э. н.

Станислав Гончаренко, президент Евроазиатского транспортного инновационного центра, к. э. н., проф.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Грузопотоки"
www.logistpro.ru
Поиск по сайтуЯndex