Довезти в целости и сохранности

27 Января 2009

С каждым днем поток транспортных средств на автомагистралях нашей страны растет. Это касается не только легковых автомобилей, но и объемов грузового транспорта. Однако, с развитием отрасли грузоперевозок, к сожалению, состояние наших дорог не всегда становится лучше, поэтому все чаще поднимается вопрос сохранности груза и безопасности участников движения.

Перед тем, как приступить к рассмотрению конкретных примеров, давайте вспомним, какие природные силы действуют на груз во время перевозки. Для упрощения расчетов не будем принимать во внимание ветер и другие нестандартные климатические условия.

В первую очередь, на наш груз действует сила инерции. Груз может передвигаться вперед, назад, влево и вправо, если он не закреплен определенным образом. Кроме того, следует предусмотреть и исключить возможность переворота автомобиля из-за неправильной загрузки.



В мире применяются три основных вида фиксации грузов.
  • Первый - жесткая фиксация. Принцип действия - прикрепление груза к платформе с четырех сторон, «якорный» метод крепления (применяются стяжки, клинья и др. средства).
  • Второй - силовая фиксация. Принцип действия - увеличения силы трения и силы прижатия груза к платформе (применяются стяжные ремни и др.)
  • Третий - смешанные и специальные способы фиксации (например, сетки, воздушные подушки, планки, штанги и др).

Ниже представляем коэффициент трения для основных материалов.

МАТЕРИАЛЫ

Коэффициент трения - скольжения

 

Сухая поверхность   Мокрая поверхность

Дерево

- Дерево

0.20-0.50

0.20-0.25

Металл -

-Дерево

0.20-0.50

0.20-0.25

Металл -

- Металл

0.10-0.25

0.10-0.20

Бетон -

Дерево

0.30-0.60

0.30-0.50

Мат Анти-скольжения1

0.60

0.60



Если принять, что передний и задний борта максимально выдерживают 40% допускаемой грузоподъемности транспортного средства, то боковые борта выдерживают не более 30%. Пустые пролеты между грузом и бортами в кузове траспортного средства при экстренном торможении могут привести к повреждению кузова и кабины водителя.

Перейдем к конкретному примеру.
Задача: перевезти беnонные плиты весом 800 кг и размером 2,0x1,5 м, уложенные на грузовой платформе автомобиля по 5 шт в трех штабелях (с деревянными перемычками). Для равномерного распределения нагрузки штабеля разместили таким образом, что между первым (от кабины водителя) и вторым штабелем осталось свободное пространство.

Транспортное средство: грузовой автомобиль с передним бортом и деревянной платформой, максимальная грузоподъемность - 15 тонн.
Способ крепления: крепление стяжными ремнями накидным методом.

Возможны два варианта:
  • первый - между первым, и вторым штабелями остается свободное пространство;
  • второй - в свободное место вставляется специальная перегородка (речь о ней во 2 части статьи). Инерция горизонтальная =8 0%, инертная нагрузка для первого штабеля 3200daN, инертная нагрузка для второго и третего штабеля 6400daN.

Передний борт выдерживает нагрузку до 40% грузоподъемности автомобиля, что составляет 6000 daN и является достаточным для фиксации 1 штабеля с бетонными плитами, но только для передвижения штабеля под воздействием инерции вперед. Влево и вправо плиты могут перемещаться, поэтому их следует закрепить. Для второго и третьего штабеля, при условии что угол а=9О, а сила трения (бетон - дерево) м=О,3, погашает 2400 daN (вес х м) инертной на¬грузки. То есть для полной сохранности груза следует «обуздать» еще 4000 daN инертной силы. С помощью стяжного ремня со стандартным храповым механизмом DoZurr мы можем натянуть ленту с силой 250 daN, что в накидном (П) креплении дает нам двойную прижимную силу = 500 daN. Таким образом, один ремень прижимным воздействием создает дополнительную силу трения в 0,3 х 500=150 daN. То есть для безопасной фиксации груза нам следует применить (4000:150=26,7) 28 ремней, по 14 штук на каждый штабель.

Количество ремней можно уменьшить, если: первое - удвоить коэффициент трения так, чтобы м=0,6. Требуемое минимальное количество ремней в таком случае будет б штук, по 3 на каждый штабель. Это возможно если между самими плитами, а также под ними проложить специальные резиновые маты DoMatt. Второе - удвоить прижимную силу, что возможно при использовании ремней с храповым механизмом специальной конструкции с удлиненной ручкой - DoMulti. Таким образом количество необходимых крепежных ремней уменьшится до 16 штук по 8 штук на один штабель. Третье - если объединить оба метода и использовать DoMuLti совместно со специальным резиновым матом DoMatt достаточно будет только по 2 ремня на штабель. Таким образом, мы получили минимальное количество(2) крепежных средств, необходимых для обеспечения безопасности перевозки, что несомненно дает возможность экономно и безопасно перевозить груз.

В следующей статье мы обсудим другие методы крепления грузов и возможности оптимизации временных и денежных затрат на фиксацию грузов. Советы и материалы (например, для расчета количества крепежных средств) можно получить у представителей компании Dolezych в России.

1.материалы, утрудняющие скольжения, могут иметь другой коэффициент скольжения;
2.согласно европейскому нормативу перевозок EN 12195-2 минимальное количество ремней для единицы груза - 2 шт.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
ati.su
Поиск по сайтуЯndex