Ответственный экспедитор всегда застрахован

30 Января 2009

Когда речь идет о страховании груза, а уж тем более если перевезти его надо на короткое расстояние, у логистических и экспедиторских компаний всегда возникает вопрос: зачем страховать? Еще большее недоумение вызывает требование клиента показать полис страхования ответственности экспедитора. Ведь экспедитор выступает только связующим звеном в цепочке "клиент – логистическая компания – перевозчик"!

Но российская практика уже доказала: страховка груза необходима не только для грузовладельца, но и для компании-экспедитора. И исключать ее при составлении бизнес-планов совсем нецелесообразно.

Подоплека вопроса о страховке ясна: таким образом, клиент хочет гарантировать сохранность собственного груза при перевозке. При этом логистическая компания находится в условиях, когда не может не страховать свою ответственность. Ведь клиент требует гарантии сохранности груза, но перевозчик гарантирует ее только в тех страховых случаях, где есть его вина. Поскольку он юридически защищен Уставом автомобильного транспорта, позволяющим избежать ответственности за груз, в случаях, когда его сохранность не зависит от перевозчика. Например, при форс-мажорных обстоятельствах. Соответственно, грузоотправителю остается надеяться исключительно на страховку логистических компаний.

В России действует закон о транспортной деятельности, где определена деятельность экспедиторов. И чаще всего компании, которые стремятся к цивилизованной деятельности, подразумевают свою работу как организатора перевозки.

— По сути, среднестатистический российский экспедитор — это некий транспортный брокер, который при этом берет на себя риски за поставку, и отвечает в случае возникновения проблем за них, — поясняет директор управления страхования грузов и страхования ответственности предприятий транспортной логистики Страхового Дома ВСК Надежда Малышева.

— Хотя в последнее время активно развиваются транспортно-экспедиционные компании, которые предоставляют своим клиентам целый комплекс услуг: доставка «от двери до двери», складские услуги и т.п.

Между тем доставить груз в сохранности бывает очень сложно. Дело не только в криминальной обстановке на дорогах. Бывают преступления, связанные с угоном загруженных грузовиков мошенническим путем, когда злоумышленники работают по поддельным документам. Учитывая тот факт, что стоимость доставляемых грузов не сопоставима с финансовыми возможностями того или иного экспедитора, последний стремится найти надежного партнера среди страховых фирм.

— Если компания-экспедитор не располагает «прозрачной» историей, то будет внушать грузовладельцам как минимум недоверие, — считает Надежда Малышева. — Ведь у нее нет ничего, и соответственно она не может отвечать своим имуществом.

Например, в конце 90-х годов и до середины 2000-х случаи пропажи автомобилей с грузом были неоднократными. Большое число фирм-посредников брали на себя роль операторов-экспедиторов. И чем длиннее была цепочка посредников, чем больше возникала вероятность «самоликвидации» груза где-то в пути. Поэтому наличие у экспедитора полиса страхования ответственности — это тот плюс, которым он может привлечь клиентов-грузоотправителей. Хотя и это не та ситуация, когда грузоотправитель может быть спокоен. Потому что полис страхования ответственности защищает интересы, прежде всего, самого экспедитора, но не грузовладельца.

Обычно, полис страхования гражданской ответственности экспедитора предполагает страхование именно тех рисков, которые напрямую зависят от действий экспедитора. Перечень рисков по страхованию ответственности ограничен. А грузовладельцы хотят полной защиты от всех случайностей, которые могут произойти с грузом, даже при отсутствии вины экспедитора. Но порой вину экспедитора очень сложно доказать. Часто для этого необходим довольно большой пакет документов, сбор которых занимает у клиента достаточно продолжительное время, а значит, затягивает выплаты страховых сумм.

Надо сказать, далеко не все страховые компании работают по страхованию ответственности экспедиторов. Так как в рамках российского законодательства существуют нестыковки, которые делают этот вид страхования довольно убыточным. ВСК предлагает комплексную страховую защиту, основываясь на почти двадцатилетнем опыте работы на рынке.

- Мы смогли сформировать требование к компании-экспедитору по наличию собственного состава, по истории прямых отношений с перевозчиками и владельцами груза, разработали пакет страховых услуг, — рассказывает Надежда Малышева. - Несомненно, наличие надежных партнеров в лице банков, лизинговых, факторинговых компаний, позволяет нам оказывать содействие в развитии бизнеса наших клиентов - транспортно-экспедиционных компаний.

Российские особенности перевозки автомобилей

На этой теме стоит остановиться особо. При перевозке на разные расстояния грузы подвергаются большому числу различных рисков. Так, при транспортировке с завода-изготовителя или склада временного хранения до дилера автовозами или железнодорожным транспортом существует вероятность того, что автомобили могут быть повреждены или даже угнаны.

Например, автомобиль может быть неправильно закреплен в кузове автовоза. В итоге и ходе перевозки может произойти его частичное или полное повреждение. Среди страховщиков ходит история про то, как не успевший доехать до дилера автомобиль на полном ходу выпал с автовоза на проезжавшую мимо иномарку. Причем и страхование перевозки данного автомобиля, то есть груза, и полис каско поврежденной иномарки были выписаны одним и тем же страховщиком.
Кроме того, до сих пор существует вероятность «исчезновения» не только самого груза, но и даже грузового транспорта, осуществлявшего перевозку груза, в результате угона или грабежа.

Как отмечает директор управления страхования грузов и страхования ответственности предприятий транспортной логистики Страхового Дома ВСК Надежда Малышева, в своей практике страховщики сталкиваются с самыми разнообразными проблемами.

— Бывает, что при погрузке-разгрузке персонал проявил халатность или в автомобили, закрепленные на грузовом прицепе, часто летят камни из-под проезжающих мимо машин, — приводит примеры Надежда Малышева. — И такие случаи происходят практически каждую перевозку.

По ее словам, двумя наиболее распространенными ошибками бывают: неправильное или ненадлежащее крепление транспортируемых автовозом автомобилей, случаи, когда компания-грузоперевозчик переделывает под автовоз любой имеющийся под рукой полуприцеп.

— Очень часто на таких «самоделках» бесконтрольно приваренные  крепления не выдерживают российских дорог, тряски, колдобин, — добавляет Надежда Малышева.

Тенденция сегодняшнего рынка такова, что грузовладельцы стараются переложить риски на перевозчика. Хотя нести их должны дилеры и автосалоны. Причина кроется в узости рынка крупных отправителей такого специфичного груза, как автомобили. И грузовладельцы могут себе позволить «выкручивать руки» перевозчикам, устанавливая те или иные требования.

Одним из таких «кандалов» является требование к страхованию ответственности, хотя смысла в этом особого и нет.
Дело в том, что заключить договор страхования груза может любой из участников транспортной цепочки: грузоотправитель — грузополучатель — экспедитор — перевозчик.  Но вот только получить деньги по страховке может исключительно фактический владелец груза. А в соответствии с международной и российской страховой практикой выгодоприобретателем, как правило, выступает грузополучатель или покупатель грузов. Тогда как при страховании ответственности доказать факт наступления ответственности грузоперевозчика очень сложно.

Редки случаи, когда можно точно установить ответственность перевозчика. Страхование грузов — сложный продукт. Ведь должны учитываться как международные, так и российские нормы законодательства. При этом разницу между ответственностью перевозчика (экспедитора) и страхованием самого груза мало кто понимает.

— Были случаи, когда при перевозке машин с завода автовоз попадал под град, который оставил на автомобилях вмятины, — приводит пример Надежда Малышева. — И перевозчик отказал дилеру в возмещении убытков. Последний обратился в суд, где ему объяснили, что данный случай совсем не попадает под ответственность грузоперевозчика и является классическим форс-мажором, — рассказывает Надежда Малышева. — Другой случай, когда при небольшом гололеде водитель автовоза, увидев впереди аварию, решил ее объехать по обочине. Но обочина не выдержала, и автовоз перевернулся. Потом в суде грузоотправителю объяснили, что данный случай не попадает под ответственность перевозчика. Такие случаи дают самое лучшее понимание: страховать нужно именно грузы, а не ответственность.

По ее словам, чтобы не покупать дополнительное страховое обеспечение, ВСК изначально предлагает прописать все возможные ситуации в условиях договора страхования между грузоперевозчиком и грузовладельцами. И это только один из возможных вариантов защиты. Сам полис страхования может распространяться как на единичную транспортировку, так и на несколько перевозок, осуществляемых на протяжении, например, года или же срока действия договора между грузовладельцем и перевозчиком. В последнем случае заключается генеральный полис страхования грузов, который позволяет упростить документооборот.

При этом страховые тарифы рассчитываются в зависимости от множества факторов: вид груза, тип перевозочного средства, наличие охраны, а также с учетом отдельных пожеланий конкретного клиента. Грузы можно застраховать как на всю стоимость, так и на меньшую ее часть, что тоже находит свое отражение в цене полиса.

Кроме того, значительное влияние на стоимость полиса порой оказывает и маршрут движения автовоза. Ни для кого не секрет, что на отечественных просторах есть проблемные места. Например, трасса Москва — Новосибирск, проходящая через Екатеринбург. Она характерна не только протяженными перевалами и серпантинами, но и частыми случаями разбойных нападений на фуры. Аналогичный путь через Челябинск длиннее, но безопаснее. Вероятность тотальной гибели по отдельным автовозам находится примерно на уровне около 20%. Практически всегда автомобили прибывают в автосалоны уже с небольшими повреждениями, полученными по пути следования. Исправить их помогают средства, полученные от страховщика в виде возмещения.

Гораздо сложнее снизить убытки при перевозке автомобилей железнодорожным транспортом. Так, если владельцы компаний, специализирующихся на перевозке автомобилей автовозами, постоянно находятся в условиях острой конкурентной борьбы за ключевых клиентов, то у железной дороги эта борьба отсутствует. По причине ее монопольного положения. По уже сложившемуся мнению участников рынка, для сотрудников железнодорожного транспорта любой статус клиента перестает играть роль сразу, после того как происходит большой убыток.

Достаточно много страховых случаев регистрируется в ходе транспортировки новых автомобилей железнодорожным транспортом. И хотя уже есть владельцы собственного подвижного состава, обладающие вагонами-сетками и работающие, с агентами, которые контролируют отправку и получение грузов, всегда существует вероятность, что при формировании состава с грузом на так называемом спуске с горки состав на сцепку отправят на скорости большей, чем это положено. Очень часто в таких случаях крепления просто не выдерживают, что влечет за собой повреждение транспортируемого автомобиля, а то и нескольких. Есть также случаи срыва креплений при маневрировании состава или, например, при экстренном торможении поезда. Зато случаи хищения автомобилей при транспортировке железной дорогой достаточно редки.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.morvesti.ru/exp
Поиск по сайтуЯndex