Как управлять запасами?

27 Февраля 2009

Перед тем, как занять подобающее место на прилавке магазина, любой «свежеиспеченный» товар проходит своеобразное «чистилище» – участвует в сложном комплексе мероприятий под названием управление запасами. Его цель – обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также до минимума свести затраты при ее доставке конечному потребителю. Отсутствие продукции на складе приводит к потерям от простоя производства, неудовлетворенного спроса, закупки товара мелкими партиями по более высоким ценам, сужения рынка сбыта, нарушений связей с предпринимателями. Длительное хранение ее – «замораживает» финансовые средства, требует дополнительных расходов на содержание специально оборудованных помещений и персонала, а также непредвиденных затрат, возникающих при порче, хищении или старении товара. Кроме того, свою лепту вносят и колебания рыночной конъюнктуры.

Как правило, специалисты сводят процесс управления запасами к двум вопросам: когда заказывать товар и в каких количествах. На самом деле такая конкретика должна выплывать из общей стратегии компании. Соучредитель и бизнес-тренер компании «Управленческие и логистические решения» Ярослав Степченков считает, что отсутствие стратегии превращает компанию в заложника событий.


– Часто на вопрос «каким структурам отдаете предпочтение при распределении запасов?», руководитель удивленно отвечает – грузим всем. А если у поставщика проблемы на производстве? Задумывается… Поэтому всегда должен быть генеральный план действий, осознанный не только высшим менеджментом, но и рядовыми сотрудниками для более четкой координации всех звеньев и быстрой реакции на негативные внутренние и внешние факторы. Они всегда должны понимать какой товар загружать в первую очередь, если в машине, например, не хватает места на весь заказ, улавливать момент, когда нужно действовать без промедления, быть готовыми к обучению и совершенствованию как при успехе, так и при неудачах.


К сожалению, у многих «начальников» стратегия сводится к туманному желанию: мы хотим стать первым номером на рынке – и все. Даже от менеджеров высшего звена можно услышать расхожую фразу: логистика должна быть эффективной. Но редко кто правильно толкует это понятие. А ведь собственно сама логистика – это сервисная служба. Ее задача – поддержать уровень продаж, задающих ритм и темп всему процессу. На разных этапах развития компании, эффективность (оптимальность) логистики может быть разной. Например, если фирма выводит на рынок новый продукт, для нее эффективность заключается не в уменьшении затрат, а в бездефицитности товара любой ценой (особенно на общенациональном уровне).


Появились конкуренты – началась борьба за выживание: снижаются цены и снова критерий оптимальности меняется, начинаются поиски баланса между дефицитом и затратами.


Графически стратегию можно изобразить в виде равнобедренного треугольника, где каждый угол обозначает: обстоятельство – время – человеческий фактор. У 70% компаний возникают конфликты между департаментами продаж и логистики. Основная причина – различная мотивация персонала: у «продажников» она может зависеть от увеличения объемов реализованной продукции, у логистов – от уменьшения затрат.


Разрабатывая ту или иную стратегию, необходимо учитывать ряд принципиальных моментов. Если сегодня у компании все в порядке, завтра все это может измениться в худшую сторону, например, в связи со вступлением Украины в ВТО, подорожанием топлива, сменой правительства. Устоявшиеся поведенческие схемы тут будут бессильны, поэтому каждый раз необходимо действовать сообразно обстановке и постоянно находить новые решения проблем, то есть не бояться пересматривать стратегию на всех уровнях, вносить коррективы и даже кардинально менять ее. Любые действия нужно рассматривать под углом соотнесения возможных издержек и выгод, как материальных (финансовые и другие ресурсы), так и нематериальных (имидж компании). Принцип превентивных мер заключается в том, чтобы получить максимальную выгоду, затратив минимальный ресурс: любой негативный процесс легче пресечь в самом начале, а не тогда, когда он набрал силу. Для этого необходимо разработать несколько вариантов сценария, «а что будет, если…».


Например, большинство западных компаний, как правило, сотрудничают с несколькими перевозчиками. Постоянному партнеру отдают 70-80% заказов, остальную часть размещают среди других предприятий, то есть минимизируют риски. Всегда необходимо изучать потенциальные возможности тех структур, которые «наступают на пятки». Если компания заявляет, что у нее конкурентов нет, значит она немного «расслабилась» и через несколько лет обязательно уступит место новому лидеру. Стратегия должна фокусироваться на одном главном направлении (где успех очевиден) развития компании – если она обладает каким-либо преимуществом, но не спешит им воспользоваться, «противник» может легко захватить эту нишу. Некоторые бизнесмены убеждены: чем больше риск, тем больше у компании возможности получить максимальную прибыль.


Но возможность эта не всегда реализуется. Отсюда – требование к созданию и использованию «стратегических резервов», как материальных запасов, так и альтернативных способов действий – «запасных вариантов». Рисками надо управлять, а еще лучше – их оптимизировать.


Стратегия определяет генеральное направление движения компании, устанавливает цели и способы их достижения. Взяв ее на вооружение, отдельные подразделения (логисты, снабженцы) координируют свои действия и, таким образом, способствуют достижению максимальной операционной эффективности в управлении запасами. Нельзя забывать, что в бизнесе важно не так принять правильное решение, как сделать это максимально быстро. Часто из-за медлительности руководства, компания теряет намного больше. На успешную реализацию стратегии могут влиять внутренние и внешние факторы. В числе первых – работа отделов продаж. Она может осуществляться по принципу «вытягивания» (по заявкам торговых точек формируются заказы, со складов забирается продукция, возникает неопределенность с запасами) или «выталкивания» (логисты рассчитывают ассортимент, количество товара, директивно направляют его в те регионы и конкретные точки, где, по их мнению, он быстрее реализуется). Важную роль играет степень доверия сотрудников к информационной системе, уровень квалификации персонала, четкое взаимодействие звеньев в цепочке «логистика – продажи – маркетинг», правильное построение бизнес-процессов, концепции совокупной стоимости, расчет оптимального размера закупаемой партии и запасов, информационное обеспечение принятия решения (сбор и обработка данных, математический метод прогнозирования, выработка алгоритмов управления запасами и снабжения). К внешним факторам можно отнести состав жителей (района, города, региона, где размещены магазины) по доходам и возрастным категориям, их динамика, наличие конкурентов.


Необходимо четко разделять производителей, дистрибуторов и розничные сети. Общемировая тенденция – дистрибуторы постепенно «вымирают» или превращаются в логистических провайдеров. Ведь производитель также хочет контролировать рынок сбыта товаров, часто боится, что дистрибутор его «подомнет» под себя: занизит цены, сорвет поставки, «протолкнет» другой товар по более высоким ценам.


Поэтому увеличивается спрос на логистического провайдера, который не торгует, а лишь отвечает за быстрое перемещение товара от пункта «А» в пункт «В».


Еще в 60-х годах один из Нобелевских лауреатов (психолог по образованию) отметил: по большому счету никакой логики в продажах не существует.


Рука покупателя тянется к тому или иному товару импульсивно и этот импульс рассчитать практически невозможно. Человека, например, привлекла яркая вывеска, он заходит в магазин и тут же выскакивает на улицу из-за неприятного мясного или рыбного запаха – прогноз тут не поможет. Довольно длительное время в одной из компаний не могли понять почему в бедных регионах лучше продаются небольшие апельсины, а в «богатых» городах пользуются спросом крупные фрукты. Наконец определили причину: «совковый» менталитет. В килограмме мелких апельсин несколько больше, их можно «растянуть» на более длительное время, угостить большее количество родственников. Поэтому принципиальным становится правильный сбор реальных данных, измеряемых не только математическими формулами, но и психологическими показателями. Ведь любое отклонение от стандартов освещения, общего комфорта, музыки в салонах, вежливости продавцов, может как привлечь, так и отпугнуть покупателей.


Наверное поэтому в Европе роль маркетинга постепенно теряет ценность». За последние несколько лет появилось достаточно новых инструментов по управлению запасами в торговых точках. Один из них – категорийный менеджмент – внедрен в компании «Астелком».


– Классическое управление запасами предполагает четкое выполнение своих функций каждым конкретным подразделением – по закупкам, ценообразованию, распределению, маркетингу, – говорит руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами Дмитрий Глущенко. – При этом, когда руководитель спрашивает подчиненных, почему так плохо продается тот или иной товар, сотрудники начинают «спихивать» вину друг на друга. В результате виновных нет, а общее дело страдает. Второй недостаток «классики» заключается в том, что каждый отдел имеет разные показатели, бюджеты и, самое главное, мотивацию. Поставщику платят за то, чтобы он купил товар по самой дешевой цене и его не волнует внезапный всплеск дефицита и возможность быстрее его реализовать в большем объеме. Зарплата товарного маркетолога зависит от общего дохода на товаре и он стремится установить максимально высокие цены.


Логиста – от экономии ресурсов, ему выгодно не держать товар на складе, а как можно быстрее распределить его по торговым точкам. Продавца – от оборота и он справедливо требует ходовой товар по низкой цене.


Поэтому сегодня многие компании все чаще прибегают к категорийному менеджменту – процессу управления ассортиментом, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица. Его цель – максимально удовлетворить потребность покупателей и одновременно повысить эффективность взаимодействия между поставщиком и продавцом.


Все этапы – закупка, логистика, продажа – сосредоточиваются в едином, так называемом, центре ответственности. За весь цикл движения товаров (относящихся к четко определенной группе, например, «пылесос» – «бытовая техника») отвечает конкретный сотрудник – категорийный менеджер. К нему поступает вся информация от руководителей подразделений и он принимает решение по каждой товарной группе. Такой подход позволяет достичь более высоких результатов, так как учитывает максимальное число факторов, влияющих на реализацию конкретного товара. Причем бюджетирование касается не только структурных подразделений, но и товарных групп: каждая из них имеет собственный бюджет. Мотивировать категорийных менеджеров можно двумя способами: по проценту выполнения бюджета (доходы-затраты) или по среднему проценту выполнения трех плановых показателей – оборота, прибыли и оборачиваемости товара.

Пять-шесть лет назад от продавца требовали лояльно относиться к клиенту, продавать ему то, что он хочет. Теперь продавец должен реализовать то, что нужно компании. И если раньше персонал мотивировали оборотом по конкретной товарной группе, то сегодня – продажей конкретной товарной позиции. Детализация идет вплоть до конкретной единицы. Категорийный менеджер может влиять на увеличение или уменьшение продаж при помощи различных мотиваций по тем или иным позициям. При этом следует учитывать некоторые нюансы. Например, чтобы менеджер четко знал какую сумму он получит и за что, информацию кодируют в цене на товар. Существует еще и отрицательная мотивация. Например, в магазине продаются китайские телевизоры, которые приносят компании солидную прибыль. Если в рекламной кампании упомянуть, что они сделаны в Китае – их можно смело снимать с прилавка. Но если взять известный бренд (скажем, телевизор «Самсунг») в схожем ценовом диапазоне, провести акцию и поставить товар рядом с китайским – покупатели потянутся к прилавку. Если продавец убедит клиента приобрести именно китайский товар, он получает надбавку.


При негативном результате – его штрафуют. Еще одно условие – мотивация должна быть понятной для продавцов, они должны каждый день видеть свои финансовые результаты. Для этого можно использовать вечерние отчеты, которые фиксируют дневную выработку сотрудников».


Владимир Галега


К списку разделов
Другие статьи из раздела "Дистрибуция и торговля"
translog.com.ua
Поиск по сайтуЯndex