Помимо традиционной схемы логистической цепочки от поставщика в
распределительный центр или на склад, и после – в магазин, часть
торговых организаций используют прямые поставки товаров в магазин
(Direct Store Delivery, DSD). В этом случае традиционный подход к
RFID-маркировке меняется. Специальное исследование Global Commerce
Initiative, проведенное в конце прошлого года, направлено на уточнение
роли RFID в цепочках DSD.
Как легко догадаться, у поставщика и у продавца длеко не всегда
совпадают взгляды на использование RFID. В особенности эти противоречия
проявляются тогда, когда одна из сторон не имеет опыта использования
RFID-технологий, а у другой они заложены в бизнес-процессы и
реализуются с другими партнерами. На диаграммах представлены результаты
опроса, отражающие совпадение-несовпадение интересов сторон в цепочке
DSD при использовании RFID.
Одной из точек совпадения взглядов сторон является согласие в оценке
трудностей получения дополнительной прибыли от использования RFID в
процессах DSD. При этом очень важную роль играет использование
технологии торговыми партнерами. Эффект возникает лишь в масштабах всей
сети, и пока сеть не переходит на новую технологию вместе со всеми
партнерами, единичные внедрения будут приводить только к затратам.

В своих оценках поставщики примерно вдвое более пессимистичны
относительно возврата инвестиций в RFID при DSD, чем торговые
предприятия. На диаграмме представлена общая оценка времени
возникновения условий для внедрения RFID в DSD. Рядом – диаграмма,
представляющая настроения поставщиков и ритейлеров по тому же вопросу.
Вообще говоря, не только по поводу RFID не совпадают взгляды поставщика
и ритейлера. Как показано на диаграмме, расхождения вов взглядах
существуют и по поводу DDSN (Demand Driven Supply Network) – управления
поставками по запросу, и по поводу GDS (Global Data Synchronization) –
синхронизации данных в звеньях цепочек. Если посмотреть внимательнее –
все что важно ритейлеру для автоматизации торговли и управления,
неважно поставщику.

Его интерес – отгрузить товар оптом, а уж наносить штрих-код или клеить
RFID-метки – увольте. Это, дескать, нужно рознице. Тем не менее при
опросе удалось выделить ряд технологических операций, по отношению к
которым оценка важности использования RFID была высокой.
Фактически, это вся цепочка операций, начиная от приемки товара,
внесение его в информационную базу и размещения на полке в торговом
зале. 62% поставщиков рассматривают осутствие возврата инвестиций как
основную проблему, препятствующую внедрению RFID. В то же время среди
ритейлеров подобную оценку высказывают лишь 33% респондентов. Почти
половина и тех и других относят перпективу того, что сложатся
благоприятные условия для RFID (возникнет критическая масса
потребителей технологии, устоятся стандарты, отладится технология)
примерно на семь лет вперед.

Таким образом, можно подытожить, что в цепочках поставок напрямую от
поставщика в магазин, использование RFID-технологий в настоящее время
непопулярно. По-видимому, подобная ситуация сохранится еще на ближайшие
5-7 лет. Изменения могут происходить только под диктатом розницы и
угрозой отказа от поставщика, т.е. силовыми методами. Но, поскольку,
DSD-технологию используют, как правило, небольшие ритейлеры,
возможности их диктата тоже ограничены. Тем самым, статус-кво
сохранится. 
Валерий Юхимов
|