Без самолетов не обойтись

31 Марта 2009

Перевозка контейнеров самолетами, скорее, исключение, чем стандартный способ транспортировки грузов. Несмотря на, казалось бы, явное преимущество авиационного транспорта в скорости, существует достаточно большое количество сложностей, не позволяющих поставить самолеты в один ряд с сухопутным, морским и железнодорожным транспортом, в котором контейнерные перевозки не являются чем-то из ряда вон выходящим.

Сложности с перевозкой

Основной сложностью даже для исключительного случая перевозки контейнеров по воздуху для авиакомпании является отсутствие необходимых воздушных судов, куда контейнер можно было бы даже просто поместить. Для перевозки контейнеров подходят грузовые самолеты большой грузоподъемности, как Ил-96Т или «Руслан», либо некоторые модели самолетов средней грузоподъемности, как Ил-76ТД-90.


Перевозки контейнеров самолетами являются редкими также по причине своей дороговизны из-за большого веса груза. Масса груза стандартного 20-футового контейнера составляет 2,1 тонны. Еще одной сложностью являются габариты контейнера, не позволяющие полностью использовать стандартное пространство внутри самолета. Так, при наличии контейнера в грузовом самолете остается свободное пространство сбоку или сверху от контейнера.


Председатель совета директоров грузового авиаперевозчика «Тесис» Алексей Куимов объяснил журналу Deliver, что перевозка контейнеров самолетами – это «штучный товар».


«Перевозят специально предназначенные для этого самолеты, но это небольшой объем мирового рынка. Это могут быть контейнеры с опасными грузами. Обычные грузы (товары народного потребления) перевозятся в самолетах на палетах. Погрузка и выгрузка занимает всего час. А контейнеры, кроме большого веса, доставляют неудобства еще и при выполнении этих операций. Наша авиакомпания по этой причине никогда не перевозила контейнеры», – добавил он.


Сложности с перевозкой контейнеров не позволили включить ее в предлагаемые услуги и авиакомпании «Аэрофлот-Карго». По словам пресс-секретаря «Аэрофлот-Карго» Натальи Русаковой, это невозможно на тех типах воздушных судов, с которыми работает авиаперевозчик. «Прежде всего морской или железнодорожный контейнер просто не поместится в самолет или не пройдет через грузовую дверь по габаритам. Но не менее важно то, что в грузовой авиации используются только специальные средства пакетирования (палеты и контейнеры), сертифицированные для определенного типа воздушных судов», – рассказала Наталья Русакова. Пресс-секретарь уточнила: контейнеры должны подходить по габаритам и конфигурации фюзеляжа.


«Также необходимо строго соблюдать центровку самолета (посредством соблюдения определенной технологии загрузки – распределения груза в грузовых отсеках и последовательности выгрузки и загрузки). Груз, скомплектованный при помощи средств пакетирования определенным образом, должен быть надежно закреплен в отсеке. Вес груза на 1 палете – от 2 до 6 тонн, перемещение груза в полете в грузовом отсеке недопустимо. В этой связи пол грузовой палубы оборудован специальными креплениями, фиксирующими палеты и контейнеры на своих позициях (в том числе и по этой причине для авиаперевозки подходят контейнеры или палеты только определенных стандартов)», – резюмировала Наталья Русакова.


Невыгодно перевозить контейнеры и с экономической точки зрения. Аналитик «Тройка-Диалог» Михаил Ганелин пояснил, что перевозка контейнеров по воздуху обходится достаточно дорого.


«В самолет не войдет такое количество контейнеров, как на корабль, а эффект масштаба должен присутствовать, так как везти, например, один контейнер невыгодно», – добавил аналитик.


Исключительные случаи


Между тем в начале 90-х годов транспортировка контейнеров самолетами в России тоже была редкостью, но воздушный транспорт все-таки использовался при перевозке грузов.


Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов рассказал, что такая практика действительно существовала. «Это было связано прежде всего с отсутствием эффективной системы логистики. Контейнеры, которые поставлялись, также грузились на самолеты. Такая система использовалась при поставке, например, некоторых грузов для миссий ООН.


Это было давно, а сейчас это происходит в исключительных случаях доставки, например, гуманитарной помощи или военных грузов», – уточнил Дмитрий Абзалов. О перевозке грузов контейнерами на самолетах пояснили в авиакомпании «Волга-Днепр», рассказав о таких случаях. Для авиакомпании достаточно давно стала практикой перевозка спутников контейнерами.


В 2006 году самолетом Ил-76 авиакомпании из Германии на космодром Плесецк (Россия) был доставлен космический аппарат SAR-Lupe, общий вес которого составил 16 тонн. Учитывая то, что контейнер со спутником имел негабаритные размеры, Службой технического директора специально для данной перевозки были разработаны технические решения по погрузке и выгрузке космического аппарата. В этом же году самолет Ан-124-100 доставил на космодром Байконур германский спутник нового поколения TerraSAR-X. Космический аппарат был помещен в контейнер и погружен на борт «Руслана» в аэропорту города Фридрихсхафен при помощи стандартного погрузочного оборудования. Для сверхчувствительной техники в течение всего пути создавались специальные условия: в грузовой кабине поддерживались постоянная температура и давление. Отдельным случаем можно выделить перевозку авиакомпанией урана.


Также в 2006 году Ил-76 доставил из Дрездена (Германия) в Россию крупнейшую партию обогащенного урана – 326 кг, – поставленного немецким атомным электростанциям еще во времена СССР. Всего в Россию было доставлено 268 кг свежего высокообогащенного уранового топлива и 58 кг свежего низкообогащенного топлива. Его вывезли из атомного центра в Россендорфе, который был построен еще во времена ГДР и закрылся в 1991 году. Контейнеры с ураном перевозили в строжайшей тайне. Охрану обеспечивали более 500 сотрудников спецслужб, а маршрут до самого последнего момента был известен лишь самому ограниченному кругу людей.


Еще одним прецедентом по перевозкам контейнеров по воздуху стала совместная доставка авиакомпанией «Волга-Днепр» и АНТК им. Антонова из Остенде (Бельгия) в Аккру (Гана) 25 силовых модулей. Перевозка выполнялась по заказу Chapman Freeborn – постоянного партнера «Волга-Днепр». «Силовые модули в контейнерах были доставлены в Аккру тремя рейсами самолета Ан-124-100, принадлежащего нашим украинским партнерам. Один рейс в столицу Ганы выполнил Ил-76ТД-90ВД авиакомпании «Волга-Днепр». Общий вес перевезенного груза составил 340 тонн. Погрузка модулей проходила в аэропорту Остенде.


«Контейнеры были помещены в «Руслан» при помощи стандартных бортовых кранов, а при загрузке Ил-76ТД-90ВД применялась специальная оснастка, разработанная Службой технического директора АК «Волга-Днепр», – рассказывается в пресс-релизе авиакомпании.


Перевозками контейнеров занимается и авиакомпания «Полет», специализирующаяся на перевозках сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. «Грузовой отсек самолета Ан-124-100 «Руслан», эксплуатируемого авиакомпанией, позволяет разместить в нем контейнеры. С 1999 года наша авиакомпания является генеральным перевозчиком Роскосмоса, и при осуществлении «космических» рейсов всегда присутствуют контейнеры. Как показывают статистические данные по грузовым перевозкам авиакомпании, доля выполняемых рейсов с контейнерами составляет 15–20% от общего объема тяжеловесных грузов», – рассказал руководитель пресс-службы авиакомпании «Полет» Леонид Широбоков.


Напомним, что в 1992 году в АНТК им. Антонова был разработан комплекс для самолетов «Руслан», включающий в себя фальшпол с шаровыми и роликовыми секциями, направляющие для контейнеров и поддонов, замки и ограничители. В грузовой отсек самолета можно поместить 20 20-футовых и 10 40-футовых контейнеров.


Прогноз

В случае необходимости перевезти груз в контейнере быстро и аккуратно, с соблюдением определенных условий клиенты, особенно если это крупные компании, используют именно воздушный транспорт. Так и в случае с секретными военными грузами, опасными или срочными. При наличии у клиента времени и спокойствия за свой груз воздушные суда теряют свои явные преимущества на фоне таких недостатков, как дороговизна и неудобство в использовании. Авиакомпании тоже в большинстве своем не предлагают контейнерные перевозки в опционе услуг либо по причине невозможности выполнить заказ из-за неподходящих воздушных судов, либо останавливая свою специализацию на general cargo, то есть регулярных грузах как более экономически эффективных. Все эти факторы тормозят развитие авиационных контейнерных перевозок, оставляя их еще на продолжительное время исключительными, а не чем-то из ряда вон выходящим.


Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов полагает, что в будущем авиационные контейнерные перевозки еще сократятся.


«Российские компании все больше переходят на европейские и американские стандарты, поэтому доставка грузов контейнерами большого развития не получит. Перевозка спутников и подобных грузов самолетами в контейнерах, скорее всего, останется, по крайней мере, до эффективного развития системы модульной сборки», – добавил эксперт.


Александр Антипин


К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспорт"
www.deliverjournal.com
Поиск по сайтуЯndex