Контролер в каждой кабине

7 Апреля 2009

Известно, что основные статьи затрат при эксплуатации автотранспорта - топливо, смазочные материалы и ремонт техники. Сегодня, в условиях постоянного роста цен на энергоносители, одной из актуальных задач предприятий становится снижение этой части расходов.

На практике сложилась так, что списание топлива в организациях происходит по нормам, утвержденным министерством, либо исходя из паспорта завода-изготовителя, что характерно, прежде всего, для импортной техники.

Однако работа механизмов в реальных условиях очень часто оказывается далека от данных документации. К примеру, автомобиль не совершает все рейсы с максимальной загрузкой, автокран в течение рабочей смены не всегда делает одинаковые подъемы груза, бульдозер может простаивать с работающим двигателем, передвижная дизельная электростанция вообще не поддается какому-либо учету. Ситуация, когда механизатор или водитель докладывает руководству о сэкономленном топливе, встречается крайне редко. Чаще администрации приходится слышать, что нормы расходов топлива, установленные на предприятии, занижены, механизмы работают в сложных условиях, потому наблюдается перерасход ГСМ. Цифры на глазок, содержащиеся в путевых листах, формирует общую погрешность учета топлива всей организации. Иногда недостоверную информацию подают диспетчеры, вступая в сговор с водителями. В этом случае издержки, связанные с хищением топлива, просто колоссальны.

Реально помочь снизить затраты на ГСМ может переход с нормированного на фактическое списание топлива. Для этого необходимо установить на транспортное средство систему контроля расхода топлива. СКРТ, во-первых, позволит дать достоверные данные о работе механизмов, расходных характеристик, во-вторых, позволит проанализировать эффективность их использования и, в-третьих, снизит влияние на работу транспортного средства человеческого фактора.

Сегодня на современном рынке существует большое количество различных электронных самописцев, бортовых регистраторов, которые подключаются к штатным датчикам транспортного средства, накапливают информацию, а некоторые передают ее в реальном времени по каналам связи на сервер мониторинговых компаний либо на диспетчерский пункт предприятия.

Сам фактор применения подобных систем уже сдерживающий фактор для водителей проводить какие-либо махинации.

Прежде чем выбрать, какую-либо конкретную систему для установки на транспортное средство, необходимо выяснить вопрос о точности тех или иных расходных данных, которые в итоге получат специалисты. Ведь большинство систем ориентировано только на штатные датчики техники, погрешность которых достаточно велика. Поскольку точность измерения определяется тем первичным прибором, по которому считается расход, предпочтение отдают системе, использующей в своем составе специальные датчики расхода топлива (ДРТ) либо точные датчики топлива (ДУТ). Кроме того, система должна позволять проводить анализы работы механизма, рассматривать в комплексе различные параметры, такие как скорость, обороты двигателя, часовой расход топлива, нагрузку на ось и др. Это даст возможность проводить диагностику состояния двигателя и топливной системы, а также выявить способы хищения топлива и искажения информации.

Частенько возникает закономерный вопрос: какой экономический эффект может дать СКРТ? Рассмотрим некоторые примеры внедрения системы на предприятиях Санкт-Петербурга.

Автопарк крупного строительного холдинга «Петротрест» насчитывает 20 автомобилей КАМАЗ, 5 бульдозеров, четыре экскаватора и столько же дизельных электростанций мощностью 200 КВт. Руководству предприятия приходилось делать контрольные замеры топлива, отслеживать роботу заправщиков и даже фиксировать на видеокамеру процесс хищения топлива с ДЭС в ночное время. После нескольких лет безрезультатной борьбы с хищениями, было принято решение установить техническую систему контроля расхода топлива. По соотношению цена/качество было выбрана белорусская система СКРТ. В результате ее внедрения и перехода на списание ГСМ по факту, общий расход дизельного топлива сократился на 30%.

Положительные итоги наблюдает и строительная организация ЗАО «М-индустрия». На четырех ДЭС мощностью 400 КВт, работающих в суточном режиме, реальный часовой расход по каждой из них сократился на 8 литров/час по сравнению с данными, указанными ранее в вахтенном журнале.

ЗАО «Лендорстрой-2» установило СКРТ на фрезы WIRTGENT DCR 1000 - механизмы для снятия верхнего слоя асфальта. В документации на эти агрегаты в расходных характеристиках указано: количество топлива - 76 литров/час. Этими нормами руководствовались в течение нескольких лет для списания ГСМ, умножая эту цифру на количество отработанных мотто-часов. Средний ежемесячный расход составлял 16 000 литров. Анализ работы фрез после установки СКРТ показал, что паспортный расход действительно бывает в процессе эксплуатации механизма, но носит кратковременный характер в моменты максимальных нагрузок. Средний часовой расход топлива за месяц составил 26 литров/ час и соответственно 5 200 литров. Экономический эффект от установки системы контроля расхода топлива рассмотреть не сложно.

Вспомним, когда в советские времена на предприятиях существовала доплата водителям за экономию топлива. Данная система применяется и в настоящее время. Приказами определены нормы расхода горюче-смазочных материалов. СКРТ позволяет получить достоверные данные о фактически израсходованном топливе. Экономическая разница дает руководству возможность ввести процентную надбавку водителям к заработной плате за содержание техники в исправном состоянии и выборе наиболее экономичного режима работы. Кроме этого, официальные цифры предприятий, внедривших СКРТ, намного выше, чем данные по экономии аналогичных предприятий, работающих по старинке.

К примеру, ЗАО «Семиозерское карьероуправление» установило систему контроля расхода топлива на два БЕЛАЗа. Одновременно, руководство предприятия своим приказом ввело доплату за сэкономленное топливо в размере 40% для водителей и 10% для механиков.

В результате месячной работы по каждой автомобилю экономия составила около 2 тысяч литров (10%), Водители получили дополнительно к заработной плате доплату за экономию топлива в размере 7 тысяч рублей. Вложенные предприятием в СКРТ средства, окупили себя всего за месяц.

За три года в Северо-Западном регионе России СКРТ установили более двадцати предприятий. Это позволило вывести средние показатели эффективности системы относительно ранее существующим нормам экономии топлива:
  • Автомобили МАЗ, КАМАЗ (самосвалы, тягачи, шаланды) - снижение расхода топлива составило от 10 до 30%;
  • Автокран - снижение расхода топлива - от 30 до 50%;
  • Экскаватор, погрузчик, бульдозер - снижение расхода на топливо - от 30 до 50%;
  • Дизельные электростанции - снижение расхода топлива - от 20 до 60%;
  • Тепловоз Т62 - снижение расхода топлива - от 15 до 30%.

Преимущества СКРТ не ограничиваются только лишь защитой экономики предприятия   от хищений топлива. С ее помощью можно провести полный анализ данных о работе транспортного средства: эффективность работы, контроль ежедневной загрузки, время простоя. Руководитель может своевременно вносить коррективы в организацию работы всего строительного объекта.

Так, анализ работы БЕЛАЗов ЗАО «Семиозерское карьероуправление» в том же карьере выявил, что простой каждого составил треть от всего времени работы в течение смены. Диспетчер смог, без ущерба для производства, снять с линии две из восьми машин и направить их на другие объекты.

Кроме того, анализируя данные о расходе топлива, опытный механик может выявить, топливная аппаратура какого транспортного средства либо ДВС требует ремонта или настройки. Таким образом, СКРТ можно использовать в качестве средства диагностики, прогнозировать и планировать ТО и ремонт.

Следует отметить, что сама по себе, даже самая дорогостоящая система контроля расхода топлива, несет экономический эффект только в случае ее правильной установки, настройки, а также постоянного использования. Если первое можно решить, обратившись к организации - дилеру, чьи сотрудники прошли обучение, обладают достаточным опытом установок на различной технике, то ответственность за использование системы несет организация-заказчик. И для этого в первую очередь требуется проведения комплекса организационно-штатных мероприятий.

Внедрение системы, прежде всего, производит ломку устоявшихся за долгие годы стереотипов. Ранее, предприятие пытаясь сократить свои затраты на ГСМ, наступало на финансовые интересы своих работников. И порой речь шла о достаточно серьезных суммах.

Водитель либо механизатор, чей менталитет воспитан на бесконтрольности и бесхозяйственности, воспринимает неизрасходованное по сравнению с нормой топливо в качестве доплаты к низкой, по его мнению, заработной плате. Работники всеми способами пытаются иногда сопротивляться внедрению новой системы. Из опыта в их арсенале уже присутствовали попытки вывода из строя элементов системы, высказывались сомнения в правильности показаний, встречались даже случаи вывода из строя самого механизма с целью дискредитации системы контроля.

Исключить подобные случаи руководству предприятий поможет:
  • Приказ по организации  о доведении до сведения всех работников информацию о внедрении системы контроля, переходе на фактическое списание топлива.
  • Подписание с каждым работником, за которым закреплен механизм, дополнительное соглашение к трудовому договору о том, что за умышленный вывод из строя системы и самого механизма механизатор несет полную материальную ответственность в размере причиненного им ущерба.
  • Назначение ответственных лиц по контролю использования СКРТ.
  • На начальном этапе не реже двух раз в месяц проведение анализа данных системы контроля с целью своевременного реагирования на возможное вмешательство в работу системы.

Подведем итог. Экономический эффект после установки СКРТ не ограничивается только лишь предотвращением воровства топлива, но и исключает из практики водителей нецелевое использование транспорта, левые рейсы, низкую загрузку, работу техники на холостом ходу и т. д. Упростить вышеописанные проблемы оказывается очень просто.

Тамара Довгалюк, Александр Колошинский, региональный дилер СП «Технотон».

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспорт"
ati.su
Поиск по сайтуЯndex