Твист-пленки разработаны специально для кондитерской промышленности.
Эффект твиста достигается благодаря тому, что материал основного слоя
пленки ориентирован в одном направлении и обладает высокой остаточной
деформацией, то есть способностью сохранять скрутку при упаковке
конфет. Следует отметить, что изготовление этого вида упаковки является
достаточно сложным технологическим процессом, требующим использования
дорогостоящего оборудования и пленок хорошего качества – со стабильным
скольжением, высокой жесткостью и сворачиваемостью. Тем не менее
будущее, безусловно, за заверткой с твист-эффектом. Преимуществами
такой упаковки являются: экономичность – пленки с твист-эффектом
обладают более высоким «выходом», чем, например, композиции на основе
бумаги, и не требуют энергозатрат на сваривание; удобство
использования, увеличение срока хранения продукта, высокая эстетическая
привлекательность, простота в переработке.
Пленки с твист-эффектом, как правило, состоят из трех и более
коэкструдированных слоев из полимерных материалов – полиэтилена,
полипропилена, полистирола, поливинилхлорида. При этом внутренний слой
выполняет функцию сохранения и поддержания придаваемой формы.
В настоящее время пленки с твист-эффектом в России практически не
производятся. Между тем потребности отечественного рынка в данной
продукции составляют более 8 тысяч тонн, а потенциальная емкость рынка
в 2 раза превышает данное значение.
В России наибольшее распространение получили твист-пленки следующих марок: Hicor, Twist-Lyte, Polyphane .
Безусловным лидером на отечественном рынке является корпорация Exxon
Mobil и ее дочернее предприятие Mobil Plastic European, выпускающее
пленки ТМ Hicor, Twist-Lyte, которые покрывают практически четверть
объема текущего российского спроса на такую продукцию (табл. 1).

На мировом рынке пленок с твист-эффектом корпорация Exxon Mobil
является абсолютным лидером. Пленка для конфет производится на
бельгийский заводе ExxonMobil Chemical Films Europe, Inc., который
специализируется преимущественно на пленках из ориентированного
полипропилена (БОПП) для упаковки пищевых продуктов. В 1996 году
предприятие запустило новое поколение пленок для завертки конфет Exxon
Mobil из ориентированного ПЭНД марок Hicor и Twist-Lyte, которые сразу
же получили широкое распространение на рынке упаковки кондитерских
изделий.
Вторыми по распространенности на российском рынке пленок с
твист-эффектом являются пленки израильской компании Polysack Plastiс
Industries. Доля этого производителя на отечественном рынке достигает
15%. Компания является ведущим израильским производителем
высококачественной моноориентированной полиэтиленовой пленки.
Первоначально основной деятельностью Polysack было изготовление
покрытий, используемых в сельском хозяйстве. Несколько лет назад
предприятие наладило производство материалов для гибкой упаковки, среди
которых твист-пленка марки Polyphane.
Значительный объем пленки с твист-эффектом поступает в Россию из
Турции. К основным турецким производителям можно отнести Asas Ambalaj и
Sezersan. Пленки турецкого производства пользуются хорошим спросом у
российских потребителей, так как оптимально соответствуют их запросам
по соотношению цены и качества. К примеру, цена на твист-пленку Asas
Ambalaj существенно ниже цены на пленки Hicor и Polyphane, однако по
качественным характеристикам оценивается отечественными предприятиями
как очень близкая к ним. Кроме того, турецкие компании предлагают
хорошую печать на конфетных этикетках. В связи с этим нашим кондитерам
становится выгодно заказывать на турецких предприятиях готовый этикет,
как через посредников, так и напрямую.
Среди других стран, поставляющих твист-пленки на российский рынок,
следует выделить Германию и Индию. Доли этих производителей
приблизительно равны и колеблются в интервале от 12 до 14%.
Германию представляет сразу несколько производителей – Kloeckner
Pentaplas, Ebert-Folien и Wentus Kunststoff. Следует заметить, что
немецкая пленка является одной из самых дорогих на российском рынке.
Напротив, один из самых дешевых материалов – индийская ПВХ пленка.
Наиболее известные индийские производители – Junish International и
Manish Packaging PVT. Необходимо отметить, что спрос на индийскую
пленку уверено растет год от года.
Анализируя рынок твист-пленок, можно сделать вывод, что почти половина
всех представленных на нем материалов – это биаксиально- и
моноориентированные полиэтиленовые пленки: Hiсor, Twist-Lyte, Polyphane.
Существенная доля рынка принадлежит также более дешевым материалам из
ПВХ. Как правило, это материалы индийского, итальянского и турецкого
производства. На них приходится до 26% совокупного объема потребления
твист-пленок в России. Около 20% приходится на твист-пленки из
полипропилена. При этом, примерно равные объемы забирают БОПП- и
КАСТ-пленки.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛЕНОК С ТВИСТ-ЭФФЕКТОМ
Концерн Mobil Plastic European выпускает следующие виды пленки Hiсor:
НТ 003: коэкструдированная ориентированная полиэтиленовая пленка
высокой плотности с возможностью металлизации. Разработана специально
для последующей металлизации и использования для упаковки «в закрутку».
HT 103: коэкструдированная ориентированная полиэтиленовая пленка
высокой плотности. Устойчива к влаге, может использоваться в различных
приложениях, например для упаковки «в закрутку», а в комбинации с
полипропиленовыми пленками ExxonMobil – для приготовления новых
ламинированных структур.
HT 183: коэкструдированная ориентированная полиэтиленовая пленка
высокой плотности, одна сторона которой металлизирована, то есть имеет
дополнительное покрытие тончайшим слоем алюминия с помощью вакуумной
металлизации парами алюминия. Для упаковки «в закрутку» используются
машины со скоростями от 400 до 1800 ppm. Для них требуется пленка со
стабильным скольжением, жесткостью и хорошим сворачиванием.
Все пленки Hiсor обладают превосходными характеристиками в отношении
направленного разрыва и образования несминаемых складок и предназначены
для упаковки конфет в перекрутку при закрутке от 1,5 оборотов и более.
Имеет низкий коэффициент трения и прекрасно режется ножами упаковочных
машин при условии их качественной заточки.
Для этой пленки применяется глубокая и флексографская (до 8 цветов)
печать, которая наносится непосредственно по активированному коронным
разрядом поверхностному слою, либо с предварительным покрытием
специального лака, праймера.
В то же время в ответ на ужесточение требований к качеству твист-пленок
с целью еще большего улучшения рабочих характеристик ExxonMobil
выдвигает новую пленку для закрутки под названием Twist-Lyte. Эта
пленка характеризуется улучшенным внешним видом, превосходной
прочностью на разрыв в обоих направлениях. Более того, она является
самой тонкой из всех существующих пленок этого типа – ее толщина
составляет 23 микрона. Это позволяет достичь высокой скорости на
упаковочных автоматах.
Таким образом, Twist-Lyte более экономична по сравнению с другими
подобными пленками, но требует более современного и точного
оборудования. Производится как в прозрачном, так и в металлизированном
виде, предназначена для упаковки конфет в перекрутку при закрутке от
1,7 оборотов и более.
Выпускаются следующие марки Twist-Lyte:
XH 105: прозрачная двуосноориентированная полиэтиленовая пленка высокой плотности.
XH 185: металлизированная двуосноориентированная полиэтиленовая пленка
высокой плотности. Имеет дополнительное покрытие тончайшим слоем
алюминия при помощи вакуумной металлизации парами алюминия.
Для этой пленки применяется глубокая и флексографская (до 8 цветов) печать.
Экологически чистым и безопасным для здоровья заменителем целлофана и
полиэтилена является пленка Polyphane производства компании Polysack
Plastiс Industries. Материал характеризуется уникальным сочетанием
толщины, удельного веса и физико-химических свойств, обеспечивающим его
экономичность. Кроме того, такая пленка обладает отличным
твист-эффектом – 1,25 оборота.
Эта моноориентированная полиэтиленовая пленка может быть прозрачной,
белой, металлизированной, а также металлизированной с белой подложкой.
Все виды обладают высокой блесткостью, что делает упаковку конфет
привлекательной и яркой. На поверхность пленки может быть нанесен
рисунок методом глубокой печати или флексографией. Из пленки Polyphane
можно изготовить на несколько десятков процентов больше этикеток для
конфет, чем из такого же по весу количества любого другого подобного
материала. Ее можно использовать как на старых заверточных автоматах,
таких как Nagema EU 2, 3, так и на самых современных, позволяющих
достичь скорости завертывания до 1800 конфет в минуту. При этом не
нужна специальная переналадка оборудования.
Упаковка из такой пленки нейтральна по отношению к сахару,
спиртсодержащим наполнителям и другим ингредиентам, используемым при
изготовлении конфет.
Пленка Twispan украинской компании «УкрПластик» соответствует всем
европейским стандартам, но при этом значительно выигрывает в цене.
Кроме того, она лучше адаптирована к оборудованию, выпускаемому на
постсоветском пространстве и не уступает зарубежным аналогам ни по
качеству, ни по внешнему виду.
Основные марки пленок Twispan:
LT 100 – двухосноориентированная прозрачная пленка на основе РР;
LM 100 – двухосноориентированная металлизированная пленка на основе РР;
LT 200 – соэкструзионная прозрачная пленка на основе РЕ;
LW 200 – соэкструзионная белая пленка на основе РЕ;
LM 200 – соэкструзионная металлизированная пленка на основе РЕ;
LT 300 – соэкструзионная прозрачная пленка на основе РЕТ;
LM 300 – соэкструзионная металлизированная пленка на основе РЕТ.
Пленки Twispan прекрасно зарекомендовали себя при работе как на старом,
так и на самом современном оборудовании. Они характеризуются отличным
скольжением, стойким твист-эффектом, хорошей прочностью. Кроме того,
при достаточно приемлемом качестве они доступны по цене, так как 80%
массы данных пленок составляет полиэтилен.
Для основных марок пленки Twispan необходима скрутка от 1,5–1,7 оборота, остаточная скрутка составляет 65–70%.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА ТВИСТ-ПЛЕНОК
В настоящее время отечественные кондитеры импортируют порядка 8 тысяч
тонн пленки с твист-эффектом. Кроме того, российский рынок обладает
значительной потенциальной емкостью. Потенциал развития пленочного
этикетирования связан прежде всего с замещением бумажной обертки, так
как доля бумажного этикетирования по-прежнему остается весьма
значительной. Сегодня в России насчитывается около 250 кондитерских
предприятий, в ассортименте которых присутствуют развесные конфеты, и
чтобы все их упаковать, необходимо около 13 тысяч тонн пленки с
твист-эффектом.
К настоящему времени на территории бывшего СССР действуют всего два
предприятия по производству пленок с твист-эффектом – в России и на
Украине. Это связано с тем, что традиционно советские конфеты
заворачивали в бумагу.
В России производство твист-пленки К-Twist на основе полистирольной
пленки осуществляет компания «Уралпластик» (Екатеринбург). Однако
К-Twist пользуется слабым спросом у кондитеров. Кроме того,
«Уралпластик» наладил производство аналогов импортных твист-материалов
– композитных материалов с твист-эффектом на основе бумаги и фольги.
Таким образом, российский рынок твист-пленок обладает многими
характеристиками инвестиционно привлекательного направления –
значительными масштабами спроса, высокими темпами роста потребления,
большим потенциалом для дальнейшего роста, отсутствием внутренних
производителей, слабой концентрацией потребительского спроса.
Так возможно ли создание в России производства, способного выдержать
конкуренцию с зарубежными производителями? На наш взгляд, в настоящее
время привлекательной является возможность организации производства
пленок с твист-эффектом на основе БОПП и БОПЭ. Возможность производства
пленок для упаковки конфет «в закрутку» актуальна прежде всего для
производителей БОПП-пленок.
Однако наиболее перспективным направлением является организация
производства поливных БОПЭ-пленок, направленных на замещение Hicor,
Twist-Lyte. В Европе установлены только две линии по производству
поливных БОПЭ-пленок – в Бельгии на заводе Exxon Mobil. Таким образом,
две линии обслуживают не только европейских кондитеров, но и кондитеров
по всему миру.
Конечно, установка линий подобного масштаба в России нереальна,
поскольку такой объем продукции на внутреннем рынке невозможно будет
реализовать. Перспективы данного производства в России связаны прежде
всего с разработками комплексных линий компанией DMT. Одна из
разработок этой компании позволяет получать с линии BOPP-, BOPET-,
BOPS-, BOPE-, BOPLA-пленки. Такая возможность позволяет потенциальному
производителю минимизировать риски. Если до недавнего времени в России
не было производства бимодального полиэтилена, необходимого для выпуска
БОПЭ-пленок, то сейчас предприятие «Казаньоргсинтез» такое сырье
производит. Вскоре ожидается запуск еще нескольких производств
полиэтилена бимодальной структуры.
Другим положительным фактором является возможное открытие на территории
России производства адгезивов под ламинацию. Как известно, такие
проекты в скором времени планируют осуществить крупнейшие мировые
производители – компании Henkel и Room and Haas.
Таким образом, на российском рынке складываются все условия для
создания производств пленок с твист-эффектом на основе как БОПП-, так и
БОПЭ-пленок.
Академия конъюнктуры промышленных рынков |