До Европы недалеко

22 Апреля 2009

Семинар «Гибкие упаковочные материалы», прошедший в конце января в «Экспоцентре» в рамках выставки «Упаковка/УпакИталия 2009», можно было бы обозначить как встречу «без галстуков». Настолько непринужденной была обстановка — встретились профессионалы, понимающие друг друга с полуслова. Но что следует отметить особо, так это то, что представители Flexible Packaging Europe (FPE, Европейской Ассоциации производителей гибкой упаковки), российских компаний «НТЛ Упаковка», «Биаксплен», другие участники мероприятия были едины, утверждая, что кризис на развитие отрасли практически не повлиял. Более того, ожидания и перспективы самые оптимистические, а один из выступающих, словно «подводя черту», заявил, что гибкая упаковка, независимо от того, как складывается ситуация, будет нужна всегда. И еще — формат встречи как бы подчеркивал интегрированность европейских (входящих в FPE) и российских производителей гибкой упаковки, давая возможность сравнивать «как там у них, и как здесь у нас».

У «них»

До Европы нам не то чтобы «очень далеко», но равняться и тем более перенимать у них опыт очень даже следует. Современная европейская индустрия гибкой упаковки — это постоянно совершенствующаяся система (принятие новых законов, внедрение новейших технологий, технических разработок и т.п.), «реализующая» отдельное или комбинированное производство, поставку и переработку полимерных пленок, алюминиевой фольги и бумаги для использования во всех видах упаковки розничных продуктов питания, кормов для животных, предметов гигиены, моющих средств и др. А FPE сегодня можно считать наиболее представительной организацией, основной задачей которой является продвижение интересов индустрии гибкой упаковки на европейском уровне. Члены Ассоциации (120 компаний), отметил Гидо Винзель, директор по связям с общественностью FPE, обеспечивают около трех четвертей общего оборота гибкой упаковки Западной, Центральной и Восточной Европы. Причем, подчеркнул он, Ассоциация представляет не какой-то конкретный материал, а гибкие упаковочные средства из самых разных материалов. Большое внимание, например, уделяется композитным материалам, состоящим из нескольких элементов.

Что касается развития европейскогорынка гибкой упаковки, то, по прогнозам на предстоящее пятилетие, его ожидает 1–2% среднегодового прироста. Но в России и государствах СНГ прирост будет больше — 6–7%, что показывает важность этого рынка даже в столь непростой экономической ситуации. К сожалению, рост происходит в условиях обостряющейся конкуренции, но это гораздо лучше, чем не иметь ничего в отсутствии таковой. Все большее значение в последнее время приобретают законодательные предписания — их совершенствование — относительно контактов упаковки с пищевыми продуктами. Процесс гармонизации европейских норм в этой сфере продолжается более 30 лет, и сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что законодательство ЕС находится в авангарде. Но не все так «гладко», кроме общеевропейских установок существуют национальные законодательства, и они зачастую несовершенны, противоречивы, а некоторые просто устарели. Поэтому сейчас ведется активная работа над созданием единых стандартов ЕС для пластика — разработка Директивы по нему близка к завершению, составлен список мономер, в стадии доработки находится список добавок. Появившиеся опасения, связанные с качеством продуктов и некоторых других проектов ЕС, привлекли внимание и к качеству красителей, упаковки, бумаги, многослойной упаковки. Здесь следует отметить, что соответствующие комиссии стран-участников готовы выполнять все необходимые регулирующие функции. Уже начата работа над совершенно новым проектом («ФАСЕТ»), в рамках которого производители пищевых продуктов и все участники процесса изготовления упаковочных материалов будут сотрудничать в течение 4–5 лет, чтобы установить «какому объему какого вещества позволено воздействовать» на европейского потребителя. Полученные результаты будут объединены в гармонизированном банке данных, что сделает возможным получение всех необходимых и допустимых «объемов». Не подлежит сомнению, что для успешной реализации данного проекта будут использоваться весь имеющийся инструментарий и самые последние разработки, что в итоге должно привести также и к значительному снижению себестоимости продукции. В целом же проект — это уникальный шанс изменить законодательство ЕС по всем вопросам контакта упаковки с продуктами питания и возможность, наконец, добиться того, чтобы продукты, находящиеся в продаже, содержали максимально детальное описание и минимальное количество добавок.

С нормированием и регулированием неразрывно связана практика добросовестного производства. Все касающиеся этого важного вопроса директивы, разработанные Ассоциацией, учтены на европейском уровне и включаются в европейские нормы. Таким образом, оказывается существенное влияние и на практическое применение всех этих наработок. Ассоциация также лоббирует все полезные директивы, разработанные в крупных торговых объединениях Германии, Франции, Италии, оказывает им всяческую поддержку в их дальнейшей реализации на общеевропейском уровне. Сегодняшний западноевропейский рынок гибкой упаковки характеризуется высокой степенью интенсивности конкурентной борьбы. Поэтому появляются очень высокие шансы развития этого рынка в Восточной Европе и России. Но для того, чтобы интеграционный процесс шел успешно, необходимы условия для соблюдения очень высоких стандартов, установленных для контакта упаковочных материалов с продуктами. Так что при неукоснительном следовании всем требованиям и правилам возможно не только плодотворное сотрудничество, но и успешное развитие отрасли в целом.
 
У «нас»

Дела в индустрии гибкой упаковки обстоят вполне прилично, конечно, имеются трудности и проблемы, но у кого их нет… Россия сегодня являет собой очень привлекательный рынок — это, кстати, подтверждают европейские партнеры и эксперты — для поставщиков упаковочного оборудования и производителей упаковочной продукции. По оценкам Института изучения рынка российской упаковки и продуктов питания, российской индустрии гибкой упаковки «отводится» девятое место в мире. И, как обычно бывает, с ростом спроса на тот или иной вид продукции растет потребность в современных инновационных упаковках и упаковочных машинах. Что, в свою очередь, ведет к увеличению объема их импорта, около половины машин поставляется из Германии, затем «следуют» Италия и страны Азии. Между тем о полном насыщении рынка пока говорить не приходится, и высокотехнологичное упаковочное оборудование сегодня востребовано как никогда, подчеркнул Максим Козлов, технолог российской компании «НТЛ Упаковка». Однако качественное технологичное упаковочное оборудование — это, хотя и очень важная, но всего лишь составляющая общего процесса. Не менее важен правильный подбор упаковочных материалов. Производитель упаковки должен четко представлять, что конкретно он хочет получить в итоге. При заказе упаковочного материала обязательно нужно учитывать тип продукта, который предстоит упаковывать. Дело в том, что свойства фасуемых и упаковываемых продуктов разные. Часто встречаются, например, пылящие продукты: крупы, порошки, моющие средства… В данном случае стандартная упаковка, рекомендуемая производителем оборудования, может просто «не работать», поэтому существует ряд материалов, применение которых способно без какого-либо ущерба решить эту проблему. Предусмотреть все, конечно, невозможно, но очевидно одно — издержек можно избежать. И решение здесь довольно простое: современная упаковка требует специалистов высокой квалификации. Последнее время из Европы на российский рынок поступает высокоскоростное оборудование, на котором должны использоваться инновационные материалы. Изготовлены они, как правило, из дорогостоящего импортного сырья. К сожалению, на российском рынке аналогов им пока нет. Однако уже есть предпосылки к тому, что ситуация здесь скоро изменится, причем в лучшую сторону. В ведущих российских компаниях достаточно быстро перенимают и внедряют все новое, и в отдельных направлениях не только не отстают, но иногда и опережают европейских коллег, заметил Максим Козлов. В 2008 году «НТЛ Упаковка» начала выпуск качественно новой упаковки (викет-пакетов) для хлебобулочных изделий из неориентированной пленки (СРР). Производство этого нового для компании вида гибкой упаковки сразу было определено как полный цикл —предполагалось использование всего необходимого оборудования. Были установлены и запущены: высокотехнологичная линия для производства СРР пленок «Midex-7» компании Reifenhauser, современное печатное оборудование и викет-машины для изготовления пакетов. Реализация данного проекта полностью оправдала себя и, безусловно, повлияла на развитие этого сегмента упаковки на российском рынке. Есть еще один, и очень существенный, момент — современную гибкую упаковку сегодня просто нельзя представить без высокого качества флексографской глубокой печати. Внешний вид продукта — один из приоритетов настоящего времени, поэтому данному направлению необходимо уделять повышенное внимание. О развитии сравнительно нового для российского рынка направления — производстве высококачественных (сложных) ВОРР-пленок — рассказал Максим Дубцов, начальник управления продаж компании «Биаксплен». Реализация этого, без преувеличения, грандиозного для российских реалий проекта прошла успешно. Одна из запущенных недавно мощных линий дала возможность выпускать девятислойные ВОРР-пленки отменного качества. Как подчеркнул Максим Дубцов, аналогов этому материалу на международном «поле» сложных пленок для гибкой упаковки сегодня нет. Барьерные (девятислойные) пленки «Барбикс» — новинка в ассортименте компании.

Они изготавливаются методом плоскощелевой экструзии с последующей двуосной ориентацией. Причем благодаря использованию промежуточных альгезивных слоев производителю удалось «совместить несовместимое» — полимерные компоненты EVOH (этиленвиниловый спирт) и РР — и тем самым «объединить» в одной пленке свойства, присущие каждому из этих материалов. Важно, что для их соединения нет необходимости применять клей, который зачастую содержит вредные токсины, способные мигрировать в упаковку, а затем попадать в продукт.
 

 

Внешние слои пленки «Барбикс» формируются из специальных полимеров, обеспечивающих оптимальные скользящие свойства, хорошие возможности термосваривания (низкий минимальный порог и
широкий диапазон температур), высокую прочность сварного шва. Промежуточные слои состоят из полипропилена, имеющего высокую температуру плавления. Внутренний слой —это газонепроницаемый материал EVOH. Конфигурация, толщина слоев и набор добавок могут варьироваться в зависимости от того, какие свойства необходимо придать конечному продукту. Использование EVOH позволило получить пленку с уникальными барьерными свойствами, причем не только по отношению к кислороду, но и к таким газам, как азот, углекислый газ, гелий и его соединения, которые используются при упаковывании продуктов в модифицированной атмосфере (MAP-упаковка). К тому же «Барбикс» обладает способностью сохранять в неизменном виде аромат и вкус продукта на протяжении всего срока его хранения.

Высокая «барьерность» пленки — а она проявляет стойкость к воздействию органических растворителей, масел, жира — достигается при значительно меньшей толщине по сравнению с традиционными барьерными ламинатами. И это еще одно важное преимущество новой пленки. Компания получает готовый материал непосредственно из гранулята пластических масс в ходе единого технологического процесса, что обеспечивает значительную экономию и, как следствие, доступную стоимость продукта. Нужно отметить и то, что оба материала — РР и EVOH — относятся к числу повторно перерабатываемых. Сейчас под маркой «Барбикс» предлагается три типа 9-слойной барьерной пленки — прозрачная CGVL, а также металлизированные CMVL.M и CMVV.M. Последняя характеризуется расширенным диапазоном сваривания (80–140 °C), причем позволяет осуществлять сварку через любые виды загрязнения, включая жир. Столь широкие возможности пленок дают им безусловные преимущества в сфере упаковки самых различных видов продукции. Барьерные пленки «Барбикс» являются оптимальным упаковочным материалом для сладких и соленых снеков, бисквитов, чипсов (в том числе газонаполненных), сухариков, сухих закусок, орехов, семечек, чая, кофе, детского питания, кормов для животных.

В 2009 году работа специалистов «Биаксплена» будет сосредоточена на отработке технологии производства барьерных пленок и совершенствование рецептур уже производимых пленок. Повышенное внимание, конечно же, будет уделяться и качественной составляющей сложных барьерных, термоусадочных, табачных (самых сложных) и прочих, специального назначения, ВОРР-пленок. Есть еще одна новинка, которая заслуживает упоминания: — ламинированная синтетическая бумага. Сегодня этот продукт пользуется очень хорошим спросом на рынке. Одно из главных преимуществ ламинированной синтетической бумаги в том, что она является наиболее удачным «замещением» дорогой мелованной бумаги, не производящейся к тому же в России. Что касается кризисной ситуации, сложившейся в нашей стране и во всем мире, то пока «Биаксплен» каких-то трудностей не ощущает. Как рассказал Максим Дубцов, все мощности на производствах полностью загружены, рост рынка — по оценке «Биакслена» — это 6–7% в год — таким и остается, а для поддержания достигнутого уровня рентабельности в компании уделяют более пристальное внимание диверсификации выпускаемой продукции и, конечно, четкому (по всем пунктам) взаимодействию с партнерами — компаниями-потребителями, как отечественными, так и зарубежными. Возможности, которыми сегодня обладает «Биаксплен», позволяют полностью удовлетворить все запросы и требования заказчика, независимо от технической оснащенности последнего. Например, клиенту, у которого установлено высокоскоростное упаковочное оборудование, предлагаются пленки с низким коэффициентом трения. Главное, всегда быть в курсе «особенностей и специфики» поступающего заказа.

Андрей Заболотский
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Тара и упаковка"
www.pakkograff.ru
Поиск по сайтуЯndex