Составные части логистики химического рынка

26 Апреля 2009

По данным Федеральной службы государственной статистики, стоимостный объем продукции химического комплекса России сократился по сравнению с предыдущим годом на 26,4%, а физические объемы поставок товаров химической промышленности снизились практически по всем товарным группам. С чем связано такое положение дел, выясняли представители бизнеса и власти на конференции "Логистика химического рынка -2009".

Как известно, без таможенного оформления компаниям - участникам ВЭД, и в том числе работающим на рынке перевозок химической продукции, - никуда! Но здесь-то и начинается головоломка. Количество документов, необходимых для таможенного оформления груза, может достигать 30 и более наименований в зависимости от таможенного режима.

Таможня упрощает ввоз

Пролить свет на вопросы таможенного регулирования химической продукции взялась начальник отдела обеспечения контроля за безопасностью ввозимых товаров Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы Зоя Терешина.

— Мы стараемся сократить перечень документов, необходимых для оформления товара, — подчеркнула она. - Во втором приложении к приказу ФТС № 536 от 25.04.2007 они все прописаны. И кроме документов, указанных в приложении, таможня не вправе требовать от компаний-участников ВЭД что-либо еще.

Однако всегда есть подводные камни. Поэтому Зоя Николаевна добавила:

— Но существует статья 153 Таможенного кодекса, в которой говорится, что если есть недостаток сведений о компании, то таможенные органы вправе запросить дополнительную информацию, необходимую для таможенного оформления. Кроме того, существует постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г, № 480, в котором определены документы, необходимые для других видов контроля в пунктах пропуска. Это - санитарно-эпидемиологическое заключение, свидетельство о государственной регистрации, ветеринарные и фитосанитарные сертификаты.

Также постановлением определено, что документальный контроль, необходимый в пункте пропуска, находится исключительно в полномочиях ФТС. Вместе с тем пока это постановление не начало работать в полном объеме.

— И трудно сказать, когда все контрольные функции будут переданы таможенным органам окончательно: ведутся работы, - отметила Зоя Терешина.

— На данный момент известно лишь, что в самих пунктах пропуска останутся пограничная и таможенная служба, а фитосанитары и ветеринары будут работать в другом месте.
То есть, даже несмотря на, казалось бы, ясность формулировок постановлений, приказов, возникают все новые вопросы, а представители бизнеса по-прежнему сетуют на непрозрачность Таможенного кодекса РФ. Так что есть над чем работать.

Кроме того, в ходе дискуссии был затронут вопрос о том, как именно сами документы должны доставляться в пункты таможенного оформления. В частности, речь о санитарно-эпидемиологическом заключении. Ведь для грузоотправителя любая доставка — это, как правило, дополнительные финансовые и временные затраты.

— Санитарно-эпидемиологическое заключение должно уже быть в наличии при подписании договора, — пояснила Зоя Терешина, — и, соответственно, с ним не должно возникать проблем при пересечении пункта пропуска.

На этот счет поступило предложение от начальника отдела логистики и управления заказами компании «Ланксесс» Марии Канаевой. Она уверена, что необходимо создавать единую электронную базу, которая содержала бы информацию о документах, зарегистрированных при таможенном оформлении. Но это предложение госпожа Терешина не прокомментировала. Хотя уже зафиксировано: документы, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с положениями пункта 8 статьи 63 и пункта 1 статьи 124 Таможенного кодекса РФ могут быть представлены в электронном виде.

Также актуальный вопрос о вывозе из РФ образцов контрафактной продукции для проведения экспертизы и стране компании-производителя. Часто это приходится делать, поскольку в России нет достаточно квалифицированных лабораторий. Решение этой проблемы осталось, увы, не найденным. По этому поводу Терешина, обозначив позицию законодательства, дала понять, что случай из ряда сложных.

Контейнерами дешевле

Сегодня, по оценкам специалистов, развитие перевозок товаров химической отрасли - чрезвычайно перспективное направление логистики. Необходимо только просчитать, на чем выгоднее перевозить груз. Экспертом по этому вопросу выступила вице-президент Гильдии экспедиторов России Алевтина Кириллова:

— С целью повышения конкурентоспособности российского транспорта и привлечения дополнительных объемов груза на российские транспортные коридоры необходимо внедрять те новые технологии, которые для пользователя транспортных услуг являются преимущественно выгодными в экономическом и техническом отношении, существенно снижают транспортную составляющую в цене товара. Но помимо ценовой составляющей для грузовладельца также важен сервис, т.е. скорость доставки груза, его сохранность и качество предоставляемых услуг.

По ее словам, всем этим требованиям отвечает технология перевозок грузов в контейнерах. Правда, в России объем перевозок химической продукции в танк-контейнерах пока невелик. Хотя, по докризисным прогнозам специалистов, в стране при успешном развитии химической отрасли на российском рынке уже до конца 2010 года может эксплуатироваться более 15 тысяч танк-контейнеров.

Что касается конкретных цифр, то, по мнению руководителя отдела маркетинга «Евросиб Логистика» Игоря Стулова, существует слишком резкий дисбаланс между импортом и экспортом. Сегодня на рынке контейнерных перевозок импорт примерно на 50% превышает экспорт. В январе 2009 года, когда импорт в контейнерах сократился более чем на 20%, он. тем не менее, превышал экспорт примерно на 25%. Так, например, в Китае фрахт перевозок химического сырья в Россию еще в сентябре 2008 года упал с 200 долл./т при практически неизменившихся ценах на топливо. Перевозка же в обратную сторону выросла с 30 до 70 долл./т.

— Как видно, в Китае государство стремится увеличить или сохранить объемы экспорта. А у нас... - посетовал один из участников ВЭД.

Тем не менее перспективы перевозок в танк-контейнерах широки.

— Это  и  востребованность перевозок  груза небольшими партиями для предприятий малого и среднего бизнеса, — перечислила положительные факторы Алевтина Кириллова, — а также мультимодальность танк-контейнера, а именно отсутствие перевалки собственного груза при смене вида транспорта либо смене ширины колеи при транспортировке железной дорогой.

Однако существуют сдерживающие моменты. По мнению Кирилловой, это, во-первых, отсутствие развитой сети логистических центров, расположенных в сети железных дорог России на крупных узловых региональных пунктах. Во-вторых, проблема железнодорожного тарифа на перевалку грузов в танкерах. Тарифные схемы расчетов платежей за перевозки грузов В контейнерах по-прежнему остаются непрозрачными. В-третьих, на сегодняшний день недостаточное нормативно-правовое регулирование, в том числе в вопросах безопасности перевозок. И, наконец, несогласованность действий таможенных органов и железной дороги.

Тем не менее финансовая сторона вопроса перевозок танк-контейнерам и, по оценкам участников конференции, достаточно оптимистична. Затраты на перевалку груза в подвижной железнодорожный состав, в резервуары промежуточного хранения и на суда-танкеры достигают 30% от стоимости доставки товара. По данным генерального директора ООО «ТрансХимЭкспорт» Алексея Шарова, экономия при перевозке в танк-контейнерах 140 долл./т, а при дополнительных расходах на маршруте — от 200 долл./т.

Антикризисный рецепт

В результате дискуссий участники конференции пришли к общему мнению: в связи с разрастающимся мировым экономическим кризисом долгосрочные прогнозы развития логистики химического рынка определить достаточно сложно. Ситуация по стабилизировалась. Но уже ясно, что для эффективного преодоления кризисных явлений необходимы не только инновационный подход и усилия транспортных организаций, но и прежде всего целенаправленная государственная поддержка, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. А значит:

— Надо использовать весь накопленный производственный и научный потенциал, современные технологии и передовой мировой опыт, -    подчеркнула Алевтина Кириллова, - что не  только обеспечит их эффективное противостояние  кризису, но и  позволит реализовать «Стратегию развития транспорта России до 2030 года» и активно включиться в мировой контейнерный рынок в качестве одного из ведущих игроков.

Анна Ульянова

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.morvesti.ru/exp
Поиск по сайтуЯndex