Разночтения в таможенных нормах дали возможность толковать
понятие «контейнер». Отдельные таможенники считают, что при пересечении
границы контейнер в любом случае является товаром. Некоторые операторы
утверждают, что контейнер – транспортное средство. Присоединяющиеся к
спору эксперты настаивают на термине «многооборотная тара».
Не нужно изобретать накладную. «Мы сталкиваемся с
необходимостью декларировать контейнеры достаточно часто», – рассказала
журналу директор компании «Сангейт» Алевтина Кириллова. «При ввозе на
территорию России этого оборудования на одну-две перевозки в
международном сообщении мы должны либо полностью «растаможить»
контейнер, либо оформить его временный ввоз с уплатой таможенных
платежей и НДС, что значительно увеличивает цену транспортировки для
заказчика. Мы считаем, что контейнер является не транспортным
средством, а возвратной тарой.
И если такое оборудование используется в
международных перевозках с ввозом и последующим вывозом с территории
России с подтверждением пересечения границы штампом в накладной на
груз, то никакого временного ввоза на контейнер оформляться не должно.
Если же после попадания в Россию контейнер начинает использоваться во
внутригосударственных (каботажных) перевозках, он, безусловно, должен
попадать под режим временного ввоза. Это мировая практика.
"Так должно быть и у нас", – считает Алевтина
Кириллова. В 2008 году в Мурманском порту находилось одновременно около 100
контейнеров, принадлежащих ОАО «ТрансКонтейнер», в отношении которых
Мурманская таможня предъявила требование о таможенном оформлении как
товара, то есть оформить на них отдельные грузовые таможенные
декларации. В такую же историю попали контейнеры «Дальневосточного
морского пароходства». Поскольку, по мнению оператора, требование
таможни противоречило законодательству, проблема была переведена в
режим судебного разбирательства. «В результате таких действий таможни
мы несем существенные убытки, а наши контейнеры простаивают, вместо
того чтобы обеспечивать потребности грузоотправителей в перевозках», –
прокомментировал ситуацию глава «ТрансКонтейнера» Петр Баскаков.
Менеджер компании Deloitte Александр Косов в беседе
с корреспондентом Deliver предположил, что проблема может быть в уплате
сборов за таможенное оформление, которых ранее от операторов
контейнеров никто не требовал. «В Таможенном кодексе есть оговорка, что
контейнеры и другая многооборотная тара – палеты, поддоны не попадают
под определение «транспортное средство». Сделано это было осознанно в
связи с тем, что предусмотрена отдельная глава, которая определяет, что
по каждой единице транспортного средства хоть в упрощенной форме, но
предусматривается отдельное декларирование. В отношении же контейнеров
и другой многооборотной тары существует международное соглашение о
временном ввозе, подписанное транспортниками более ста стран в Стамбуле
в 1990 году и получившее название Стамбульской конвенции. Согласно
этому документу если контейнер используется для международной
перевозки, постоянно пересекает границу в различных направлениях, то
для таможенного оформления не должны предоставляться какие-либо
дополнительные специальные таможенные документы. То есть контейнер не
декларируется.
Таможня может потребовать лишь обязательство об
обратном вывозе этих контейнеров. В конвенции записано, что при таком
временном ввозе контейнеров предоставляется полное освобождение от
уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Но краеугольный камень
проблемы оказался в том, что в России таможенные органы трактуют
положения Стамбульской конвенции именно как относящиеся к ввозу и не
распространяют их на временный вывоз контейнеров. К тому же в конвенции
ничего не говорится о сборах за таможенное оформление. В Европе,
например эту норму применяют «зеркально», то есть если в
стране-адресате это временный ввоз, то для страны, которую контейнер
покидает, это временный вывоз. И работают те же самые правила с
отсутствием специального декларирования», – рассказал Александр Косов.
По его словам, в случае на Мурманской таможне проблема с временным
вывозом – когда контейнеры российской компании отправляются за границу
с грузом или подсылаются туда под груз.

«Когда
ФТС еще подчинялась Минэкономразвития, ведомством был выпущен приказ №
121 от 3 мая 2006 года, в котором предусматривалась упрощенная форма
декларирования различных товаров, в том числе и контейнеров. Там было
написано, что в отношении именно контейнеров, принадлежащих российским
компаниям и вывозящихся временно для осуществления международной
перевозки, можно использовать упрощенную форму декларирования. При этом
МЭРТ не устанавливало обязанность декларировать их, а сказало, что в
случае декларирования можно не заполнять ГТД, а в произвольной форме
указывать необходимую информацию о контейнере.
В то же время приказ дал повод таможенникам
говорить, что если контейнер вывозится временно, то декларировать его
нужно, а Стамбульская конвенция формально говорит лишь о временном
ввозе. А раз декларируете, то вносите таможенные сборы. Получается, как
бы ни декларировался контейнер, сборы в любом случае должны быть
уплачены. Чего раньше, в общем-то, никто не делал», – рассказал эксперт
из Deloitte. Приказ МЭРТ утратил силу, когда ФТС вышла из подчинения
ведомства. Но служба сразу же издала, как под копирку, свой приказ №
1298 от 11 декабря 2006 года.
Что остается по факту: при временном ввозе
контейнеров их никто отдельно не декларирует, не уплачивает таможенных
пошлин, налогов, сборов за таможенное оформление. А при временном
вывозе необходимо декларирование и уплата сборов. «В сложившейся
ситуации операторы должны будут уплачивать сборы (в зависимости от
стоимости контейнера как товара) и при реимпорте», – отметил господин
Косов. В Мурманске обычная перестраховка чиновников. В
«ТрансКонтейнере» позицию «контейнер относится к транспортным
средствам» считают единственно правильной. И в случае с Мурманской
таможней суд неоднократно принимал позицию оператора. «Контейнер в
Таможенном кодекса прямо не указан при определении понятия
«транспортные средства». И таможенные органы толкуют это как основание
для отнесения его к категории «товар», – рассказал главный специалист
юридического отдела компании Александр Квитко, уточнив, что ни в одной
из норм кодекса нет указания на то, что контейнер следует считать
товаром. «Мы считаем контейнер транспортным средством, что вытекает из
других норм Таможенного кодекса.
Например, статья 76 устанавливает перечень
документов и сведений, представляемых при международной перевозке
железнодорожным транспортом. Норма разделяет «товар» и «контейнер»,
указывая, что из перечня подаваемых при перевозке сведений в отношении
контейнера сообщется только его идентификационный номер. Статьи 84 и
372 устанавливают различие между «контейнерами» и «товарами»,
определяя, что «контейнеры» используются при перевозке «товаров». Кроме
того, есть международные акты, подтверждающие эту позицию. В том числе
Стамбульская конвенция, хотя в таможне полагают, что именно в этом
документе говорится, что контейнер является товаром. Кроме того, есть
норма прямого действия, которая гласит, что контейнер относится к
транспортным средствам. Она содержится в Основах таможенных
законодательств, утвержденных в середине 90-х годов решением
стран-участниц СНГ. А Таможенный кодекс поясняет, что в случае
противоречия положений кодекса и норм международного права применяются
последние.
До февраля 2006 года при таможенном оформлении
контейнеров применялся порядок оформления транспортных средств. И
фактически спустя почти год после вступления в силу ТК РФ в результате
издания ФТС нормативных актов, изменяющих статус контейнера, Мурманская
таможня начала поновому применять его нормы. При осуществлении
международных перевозок контейнер не является предметом коммерческой
операции, он выполняет такую же функцию, как транспортное средство. В
отношении транспортных средств при таможенном оформлении подаются
стандартные перевозочные документы – железнодорожные накладные. Так
было всегда и происходит по сей день. Декларация на груз
предусматривает отдельную графу, где проставляется номер контейнера.
При таможенном оформлении транспортных средств, перевозящих груз, сборы
за таможенное оформление не платятся.Если же контейнер признать
товаром, сбор придется уплатить», – доказывает Александр Квитко.
По словам Александра Косова, решение проблемы
возможно при внесении изменений в законодательство. «Часто приходится
слышать заявления участников транспортного рынка о том, что контейнеры
следует приравнять к транспортным средствам. Но если это сделать, то
будет попросту перечеркнута Стамбульская конвенция, и при любом и
каждом перемещении контейнеров через границу они будут подлежать
таможенному оформлению. При этом вопрос с уплатой сборов не только не
решается, а, наоборот, звучит с новой силой – они должны будут
уплачиваться всегда. Этот вариант я считаю не очень правильным.
Если задаться только вопросом отмены уплаты сборов,
это можно сделать на уровне правительства (уровень принятия решения по
вопросам отмены уплаты сборов в Таможенном кодексе)». Обращение
напрямую в ФТС может повлечь ответ, что вопрос находится в компетенции
правительства, а не службы, а на получение такого ответа может уйти
лишняя пара недель. То есть обращение должно быть именно в
правительство для выпуска постановления, освобождающего временно
вывозимые контейнеры от уплаты сборов. Как показывает практика,
вопросы, которые попадают в ФТС в виде поручения правительства,
прорабатываются с большим энтузиазмом, чем обращения от участников
рынка.
Заместитель генерального директора компании «Модуль»
Лев Марков согласен с мнением, что некоторые противоречия в таможенном
праве есть. Но «в отличие от Мурманска, где проходит несколько сотен
контейнеров в год, в Санкт-Петербурге, через порт которого
переваливается миллион TEU в год, никто не «зацикливается» на этих
противоречиях. Контейнер всегда считался возвратной тарой, не
подлежащей декларированию. Проблем до выхода приказа Минэкономразвития,
немного изменившего толкование процесса, не возникало. Во всем мире
действуют правила, закрепленные в международной конвенции, а Россия
выпадает из общемировой практики». По его словам, подобных прецедентов
на других таможнях не возникало. «Логика и здравый подход должны
возобладать. Абсолютно нереально внедрять декларирование, поскольку это
затормозит все контейнерные перевозки», – отметил он.
|