Управление запасами через распределительные центры

20 Мая 2009

Использование распределительных центров больше подходит компаниям, имеющим много клиентов или большую номенклатуру товаров. Типичная схема — товар от производителей централизованно поступает в распределительный центр, а затем отгружается в филиалы, заказчикам или в точки розничных продаж. Сама логистическая цепочка не зависит от наличия распределительного центра и остается в целом традиционной. Изменения касаются непосредственно работы склада.

Суть концепции распределительного центра


В один магазин продукция может быть завезена с излишком, в другом, напротив, ее может недоставать. Невостребованный запас приходится перебрасывать из одной точки в другую, что повышает затраты на доставку. Если же весь товар сосредоточен в одном месте, перераспределять товарные потоки будет быстрее и дешевле.

Одной из первых компаний, которая учла это и разработала концепцию распределительного центра, стала торговая сеть Wall-Mart. Розничный оператор поставил перед собой две цели:
  • убрать товарный запас из магазинов и освободить дополнительные торговые площади (хранение в магазинах обходится дороже, чем на складских площадях);
  • эффективно планировать и распределять остатки товаров по всей цепочке поставки.
Опираясь на прогнозирование спроса на уровне распределительных центров, а не отдельных магазинов, компании удалось сократить запасы товара на складе в среднем на 30%.

Также Wall-Mart практически упразднила отдел закупки в классическом понимании, подписав взамен с поставщиками контракты, по условиям которых поставщик обязуется самостоятельно управлять доставкой товара в магазин, гарантируя неснижаемый остаток на полках.

Виды складов


Существует несколько видов складов:
  • склад завода-изготовителя;
  • центральный склад (где собирается вся номенклатура товара);
  • распределительный центр (к специфике, характерной для центрального склада, добавляются логистические операции: разукрупнение, сборка заказов, распаковка, переупаковка и др.);
  • склады розничной торговли (мелкооптовые склады, способные обеспечивать быструю оборачиваемость товара).

Однако, прежде чем начинать работать через распределительный центр, необходимо проанализировать следующие моменты:

  1. Объем операций (обычно выражается в количестве обрабатываемых строк в складской программе). Распределительный центр упростит работу Вашей компании, если у Вас в номенклатуре 1000-1500 строк и более. Например, Вы работаете со сборными заказами, ведете партионный учет (учет партиями) и (или) отгружаете товары более мелкими партиями.
  2. Стратегия доставки заказов клиенту. Если Ваша компания считает своим конкурентным преимуществом минимальный срок доставки товара, то, скорее всего, у Вас имеется сравнительно большой объем запасов товара по всей цепочке. Поручите Вашей службе логистики просчитать объем страхового запаса и продумать, стоит ли управлять товародвижением на уровне распределительного центра. Обратите внимание, что при переходе на этот метод работы могут увеличиться сроки поставки.

Варианты организации работы распределительного центра

Вариант 1. Использование собственных складских площадей

Собственный склад — оптимальный вариант для компаний, которые работают с большими объемами и номенклатурой.
Построить свой распределительный центр и использовать собственный транспорт окажется для них дешевле.

Перед принятием решения о строительстве Генеральному Директору вместе с логистами необходимо проанализировать зону охвата распределительного центра. Выделяют две модели — американскую и европейскую. В первой оптимальное «плечо» доставки — 400-500 км. Заказ формируют к концу дня, груз перевозят ночью и доставляют покупателю на следующий день. В Европе это «плечо» обычно в два раза меньше и время доставки сокращено до трех-четырех часов. В России и странах СНГ, например, крупные фармдистрибьюторы используют в основном американскую модель. Если «плечо» доставки превышает 400-500 км и требуется перевезти большой объем, Генеральный Директор может принять стратегическое решение построить еще один центр, зона охвата которого также составит 400-500 км, а в дальнейшем создать сеть распределительных центров.

Вариант 2. Заключение договора аренды

Производителям со средними объемами, как правило, невыгодно строить современный распределительный центр. Заключив договор аренды, Вы можете использовать свой персонал. Эта схема проще: расторгнуть договор аренды довольно легко. Однако существует риск, что договор не будет продлен на следующий период.

Говорит Генеральный Директор

Владимир Садовин | Генеральный Директор сети супермаркетов «Азбука вкуса», Москва

До настоящего времени «Азбуке вкуса» было выгодно арендовать площадь под распределительный центр. Так, уже очень продолжительное время компания арендует у одного из московских заводов площадь, которую сама переоборудовала под логистический центр. Чтобы обеспечить его постоянную и бесперебойную работу, мы заключили с собственником долгосрочный договор аренды. Логистический центр обслуживает все магазины сети. Всего через наш центр проходит около 11-12 тысяч ассортиментных позиций. В рамках программы регионального развития сети мы планируем также арендовать распределительный центр в Санкт-Петербурге.

В 2005 году товарооборот «Азбуки вкуса» составил 102 млн долл. США, в 2006-м — около 170 миллионов. Очевидно, что мощности существующего центра при таком росте не смогут удовлетворить все потребности сети, поэтому сейчас мы рассматриваем возможность покупки земли и строительства собственного распределительного центра (площадью не менее 10 000 кв. м) в Москве или ближайшем Подмосковье. Объем инвестиций «Азбуки вкуса» (покупка земли и строительство) составит около 10 млн долл. США.

Вариант 3. Сотрудничество с компаниями, оказывающими частичные или комплексные логистические услуги (3PL-операторами)

Компании со средними объемами все чаще прибегают к услугам логистических операторов. Одной из тенденций современного рынка является то, что производители начинают претендовать на маржу логистического оператора и выстраивают собственную сеть продаж товаров. Однако это связано с большими затратами (по хранению, дистрибуции, транспортировке). Поэтому большинство производителей все-таки ограничиваются организацией службы торговых агентов или мерчандайзеров, а хранение товара и его транспортировку поручают логистическим операторам. Спрос на такие услуги растет, и в последнее время в эту нишу переходят дистрибьюторские компании, которые начинают зарабатывать на предоставлении сторонних услуг. В основном сфера бизнеса дистрибьюторов и логистических операторов сейчас охватывает «полипродуктовые» рынки с большим количеством точек реализации.

Услуги 3PL-операторов, оказывающих комплексное логистическое сопровождение товара, на сегодняшний момент недешевы. Однако при анализе всех затрат на организацию работы собственного склада и транспорта надо просчитать, во сколько обойдутся те управленческие усилия, которые потребуется приложить для эффективного функционирования всей цепочки. Кроме того, передача таких процессов аутсорсинговой организации позволит компании сконцентрироваться на управлении торговыми процессами, что отразится на результативности.

Благодарим редакцию журнала «Генеральный Директор» за предоставленную статью.

Оформить подписку на специальных условиях Вы можете здесь, или просто позвонив по телефону (495) 727-00-10.



К списку разделов
Другие статьи из раздела "Склады"
www.gd.ru
Поиск по сайтуЯndex