Тара под контролем

26 Мая 2009

Транспортная тара на пищевом предприятии участвует практически во всех процессах внутренней и внешней логистики. Поэтому вопросы организации и работы интегрированных информационных систем автоматизации непременно включают задачи учета транспортной тары. Практическими советами относительно проблематики данной темы поделился с нами Александр Бондаренко, директор по ИТ компании «Вимм-Билль-Данн Украина».
 
Пролог

Сразу необходимо сделать акцент: речь пойдет не о недостатках или преимуществах видов транспортной тары как таковых, а о проблемах, возникающих в процессе учета тары, который ведется с использованием интегрированных информационных систем управления производственным предприятием.

Важно это, во-первых, потому, что в таком контексте необходимо получить целостную и оперативную информацию совокупного движения материальных, финансовых и информационных потоков. Задача усложняется еще и тем, что молокоперерабатывающие мощности компании «Вимм-Билль-Данн» являются многономенклатурным производством, рассредоточенным в нескольких филиалах страны. И каждый филиал использует различную тару. Управление же предприятием – централизовано. Следовательно, все подсистемы управления потоками совокупно формируют единую информационную логистическую систему, которая включает интралогистику и обширную сферу распределительной логистики.

Во-вторых, при обсуждении вопросов, связанных с тарой, следует четко понимать, о какой разновидности тары идет речь: возвратной или невозвратной. С точки зрения учета, невозвратная тара гораздо удобнее как в производственном цикле, так и при доставке продукции покупателю (торговой точке). В то же время, возвратная тара обходится предприятию, в целом, дешевле, поскольку в ходе длительных сроков службы пластиковой тары происходит постепенное снижение ее стоимости.

С точки зрения контроля учета транспортной тары, ее виды в сравнении между собой имеют характерные недостатки и преимущества.
 
Возвратная тара

Преимущества:
  • меньшие затраты на упаковку продукции;
  • увеличение коэффициента загрузки транспорта за счет более рационального использования полезного пространства, что ведет к удешевлению стоимости тонно-километра.
 
Недостатки:
  • значительно усложняется оперативный учет материальных ценностей;
  • усложняется бухгалтерский учет материальных ценностей (в том числе и налоговый учет);
  • определенная часть оборотных средств замораживается в купленной таре (в том числе – и в подменном фонде);
  • необходимо понести дополнительные затраты на оборудование и помещение для мойки тары, а также на оборудование для очистки сточных вод.
  • Также к данному виду затрат стоит отнести затраты на покупку моющих и дезинфицирующих средств;
  • увеличиваются затраты на заработную плату сотрудникам, которые будут участвовать в работе с возвратной тарой (кладовщики, мойщики, упаковщики);
  • часть помещений как на самом предприятии, так и у покупателя должна быть выделена для хранения тары;
  • усложняются логистические процессы, связанные с перевозкой тары;
  • значительно усложняется оперативный учет материальных ценностей.
Невозвратная тара

Преимущества:
  • простой оперативный учет тары (по принципу «отгрузили и забыли»);
  • простой бухгалтерский учет тары;
  • оборотные средства расходуются на тару по мере необходимости; 
  • нет затрат на процессы мойки тары;
  • отсутствие затрат на заработную плату кладовщиков тарного склада, упаковщиков, мойщиков;
  • площадь складских помещений на предприятии и у покупателя для хранения невозвратной тары значительно меньше;
  • достаточно простые логистические процессы.

Недостатки:
  • большие затраты на упаковку продукции;
  • ухудшается коэффициент загрузки транспорта доставляющего продукцию, что приводит к удорожанию стоимости тонно-километра.
 
 
Коллизия

Исходя из перечисленных выше фактов, основные трудности в учете составляет как раз возвратная тара. При работе с ней возникает необходимость в постоянном контроле количества тары, которая находится на предприятии, отслеживании ее наличия для обеспечения бесперебойной отгрузки продукции. Также необходимо следить не только за количественным ее составом, но и за разновидностью, поскольку при большом ассортименте продукции не всегда один и тот же вид тары можно использовать для фасования различной продукции.

Помимо решения текущих задач необходимо следить за наличием тары у покупателей и соблюдением сроков ее возврата на предприятие. Кроме того, согласно законодательству, в случае, если возвратная тара не была возвращена на предприятие в течение года с момента ее отгрузки покупателю, она должна быть реализована ему по залоговой цене с начислением НДС. А это требует пристального внимания в данном вопросе со стороны отдела продаж и бухгалтерии предприятия.

Так что, основные риски и трудности возникают при учете тары в процессе ее перемещения между предприятием и покупателями. Здесь, к уже отмеченным выше проблемам, следует добавить еще и требование оперативного учета тары. Основная его задача – исключить ситуации, когда покупатель возвращает больше тары, чем он получил от предприятия. При таких обстоятельствах значительно усложняется бухгалтерский учет тары, а также возможны искажения и в налоговом учете.

Всех этих недостатков, с точки зрения системы учета, лишена невозвратная тара. Однако при этом она может быть существенно дороже по суммарным затратам.

Также взвешенно нужно подходить к выбору тары относительно возможных рисков хищения и порчи продукции. Это - вопрос ее адекватности по отношению к конкретному виду пищевой продукции. Например, если не использовать современные пластиковые системы упаковывания, снабженные крышками и креплениями (а в некоторых моделях – и специальными замками), то в случаях использования возвратной тары риски товарных потерь значительно возрастают. С другой стороны, ненадлежащим образом сформированный невозвратный транспортный пакет также приводит к аналогичным потерям.
 
На практический взгляд

Независимо от того, какую систему учета использует предприятие – ручную, автоматизированную или автоматическую, – она должна в режиме реального времени предоставлять информацию о наличии каждого вида тары в каждом подразделении, на каждом участке учета. Как правило, при перемещении тары в операциях внутренней логистики особых проблем не возникает. На этом участке достаточно организовать качественный учет и своевременное оформление документов на всех этапах ее перемещения. Единственной критической точкой является четкий контроль количества и ассортимента тары, который должен поддерживаться на уровне, обеспечивающем бесперебойную отгрузку продукции покупателям.

В этом контексте уместно вспомнить, что сегодня на украинском рынке существует достаточно большая проблема идентификации тары. Все больше появляется информации о применении технологии RIFD-меток. Однако с практической стороны, внедрение технологий радиочастотной идентификации еще очень слабо развито в Украине. Большое разнообразие систем идентификации и слабая стандартизация в данной области приводят к тому, что покупателю необходимо иметь несколько систем считывания и распознавания меток на таре от разных производителей. Как правило, розничные сети не используют данную технологию в работе со своими поставщиками. Предприятия также не спешат с ее внедрением, ведь нужно будет либо обеспечивать своих покупателей соответствующими системами (а это достаточно дорого), либо договариваться о едином стандарте идентификации тары.

В силу такого ряда несогласованных моментов процесс внедрения технологий идентификации тары сегодня развивается крайне медленно. В большинстве случаев учет тары между предприятием и покупателями осуществляется лишь по валовому учету отдельных видов упаковки.

Таким образом, у многономенклатурного пищевого предприятия остается много проблем управления и контроля в секторе транспортной тары. Однако наличие адекватной системы учета (будь то ERP-система, ее специализированные модули или специализированные программы) большинства указанных трудностей можно избежать или довольно существенно их уменьшить. Конечно, ни одна учетная система не уменьшит риски, связанные с порчей упаковки продукции при погрузочно-разгрузочных работах или в случае кражи продукции, однако грамотное внедрение такой системы, за счет автоматизации, позволит:
  • облегчить оперативный учет тары как на самом предприятии, так и на территории покупателя;
  • облегчить бухгалтерский учет тары;
  • оптимизировать количественный и качественный состав транспортной тары;
  • разделить финансовые потоки между предприятием и покупателем по направлениям «взаиморасчеты за продукцию» и «взаиморасчеты за тару».

Также на стадии проектных работ следует помнить, что любые интегрированные информационные системы только формализуют процессы, являясь инструментом рационализации и оптимизации. Эффективность же самой работы зависит, в первую очередь, от плотного взаимодействия отделов снабжения, сбыта, ИТ, производства и бухгалтерии.
 
Мнение специалистов

Владимир Бузмаков, президент АОЗТ «Супремум»
Проблемы управления транспортной тарой, помимо сложностей учета, лежат и в плоскости вопросов планирования. Так, в ситуациях равномерного спроса особых проблем с планированием количества и видов возвратной тары не возникает. Когда же спрос носит сезонный характер, то часть тары в не сезон может простаивать, а в периоды максимального спроса – ее может и не хватать. Но такие колебания, типичные для ряда пищевой продукции, еще можно прогнозировать и рассчитать будущие потребности в ресурсах, в том числе – и в возвратной таре.
Однако в условиях сложных финансово-экономических ситуаций спрос сложно прогнозировать, и транспортная тара может стать одним из ограничений при планировании деятельности компании. Такие обстоятельства порождают не только новые проблемы, но и дают новые аналитические механизмы. Например, специалисты ассоциации APICS (Американское Общество управления производством и запасами) предлагают управлять деятельностью предприятия, основываясь на Плане продаж и операций (S&OP).
 
Виктор Стецюк, исполнительный директор ВОО «Сообщество ИТ-директоров Украины»
Уже сегодня собственники производственных компаний понимают, что их бизнес все больше начинает зависеть от ИТ. А значит, приоритеты эффективного управления предприятием начинают смещаться от автоматизации простых учетных функций в сторону обеспечения оперативной и адекватной информации о бизнес-деятельности предприятия.
Такое изменение взглядов требует новых знаний и навыков для организации сбора информации о деятельности предприятия и последующего ее анализа с целью выработки и принятия адекватных бизнес-решений. Сегодня ИТ-директор должен выйти на новую ступень своего профессионального развития, которая заключается в сочетании знаний технологий с глубоким пониманием бизнеса, позволяющих принимать участие в формировании стратегии своей компании. Например, программа MBA/MBI (Master of Business Information), являющаяся развитием нашего проекта «ИТ-университет», призвана подготавливать именно таких ИТ-стратегов.
 
Ольга Бут

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Тара и упаковка"
www.packaging.kiev.ua
Поиск по сайтуЯndex