| Тара под контролем26 Мая 2009Транспортная тара на пищевом предприятии участвует
практически во всех процессах внутренней и внешней логистики. Поэтому
вопросы организации и работы интегрированных информационных систем
автоматизации непременно включают задачи учета транспортной тары.
Практическими советами относительно проблематики данной темы поделился
с нами Александр Бондаренко, директор по ИТ компании «Вимм-Билль-Данн
Украина».
Пролог
Сразу необходимо сделать акцент: речь пойдет не о недостатках
или преимуществах видов транспортной тары как таковых, а о проблемах,
возникающих в процессе учета тары, который ведется с использованием
интегрированных информационных систем управления производственным
предприятием.
Важно это, во-первых, потому, что в таком контексте необходимо получить
целостную и оперативную информацию совокупного движения материальных,
финансовых и информационных потоков. Задача усложняется еще и тем, что
молокоперерабатывающие мощности компании «Вимм-Билль-Данн» являются
многономенклатурным производством, рассредоточенным в нескольких
филиалах страны. И каждый филиал использует различную тару. Управление
же предприятием – централизовано. Следовательно, все подсистемы
управления потоками совокупно формируют единую информационную
логистическую систему, которая включает интралогистику и обширную сферу
распределительной логистики.
Во-вторых, при обсуждении вопросов, связанных с тарой, следует четко
понимать, о какой разновидности тары идет речь: возвратной или
невозвратной. С точки зрения учета, невозвратная тара гораздо удобнее
как в производственном цикле, так и при доставке продукции покупателю
(торговой точке). В то же время, возвратная тара обходится предприятию,
в целом, дешевле, поскольку в ходе длительных сроков службы пластиковой
тары происходит постепенное снижение ее стоимости.
С точки зрения контроля учета транспортной тары, ее виды в сравнении между собой имеют характерные недостатки и преимущества.
Возвратная тара
Преимущества:
-
меньшие затраты на упаковку продукции;
-
увеличение
коэффициента загрузки транспорта за счет более рационального
использования полезного пространства, что ведет к удешевлению стоимости
тонно-километра.
Недостатки:
-
значительно усложняется оперативный учет материальных ценностей;
-
усложняется бухгалтерский учет материальных ценностей (в том числе и налоговый учет);
-
определенная часть оборотных средств замораживается в купленной таре (в том числе – и в подменном фонде);
-
необходимо
понести дополнительные затраты на оборудование и помещение для мойки
тары, а также на оборудование для очистки сточных вод.
-
Также к данному виду затрат стоит отнести затраты на покупку моющих и дезинфицирующих средств;
-
увеличиваются
затраты на заработную плату сотрудникам, которые будут участвовать в
работе с возвратной тарой (кладовщики, мойщики, упаковщики);
-
часть помещений как на самом предприятии, так и у покупателя должна быть выделена для хранения тары;
-
усложняются логистические процессы, связанные с перевозкой тары;
-
значительно усложняется оперативный учет материальных ценностей.
Невозвратная тара
Преимущества:
-
простой оперативный учет тары (по принципу «отгрузили и забыли»);
-
простой бухгалтерский учет тары;
-
оборотные средства расходуются на тару по мере необходимости;
-
нет затрат на процессы мойки тары;
-
отсутствие затрат на заработную плату кладовщиков тарного склада, упаковщиков, мойщиков;
-
площадь складских помещений на предприятии и у покупателя для хранения невозвратной тары значительно меньше;
-
достаточно простые логистические процессы.
Недостатки:
-
большие затраты на упаковку продукции;
-
ухудшается коэффициент загрузки транспорта доставляющего продукцию, что приводит к удорожанию стоимости тонно-километра.
Коллизия
Исходя из перечисленных выше фактов, основные трудности в учете
составляет как раз возвратная тара. При работе с ней возникает
необходимость в постоянном контроле количества тары, которая находится
на предприятии, отслеживании ее наличия для обеспечения бесперебойной
отгрузки продукции. Также необходимо следить не только за
количественным ее составом, но и за разновидностью, поскольку при
большом ассортименте продукции не всегда один и тот же вид тары можно
использовать для фасования различной продукции.
Помимо решения текущих задач необходимо следить за наличием тары у
покупателей и соблюдением сроков ее возврата на предприятие. Кроме
того, согласно законодательству, в случае, если возвратная тара не была
возвращена на предприятие в течение года с момента ее отгрузки
покупателю, она должна быть реализована ему по залоговой цене с
начислением НДС. А это требует пристального внимания в данном вопросе
со стороны отдела продаж и бухгалтерии предприятия.
Так что, основные риски и трудности возникают при учете тары в процессе
ее перемещения между предприятием и покупателями. Здесь, к уже
отмеченным выше проблемам, следует добавить еще и требование
оперативного учета тары. Основная его задача – исключить ситуации,
когда покупатель возвращает больше тары, чем он получил от предприятия.
При таких обстоятельствах значительно усложняется бухгалтерский учет
тары, а также возможны искажения и в налоговом учете.
Всех этих недостатков, с точки зрения системы учета, лишена
невозвратная тара. Однако при этом она может быть существенно дороже по
суммарным затратам.
Также взвешенно нужно подходить к выбору тары относительно возможных
рисков хищения и порчи продукции. Это - вопрос ее адекватности по
отношению к конкретному виду пищевой продукции. Например, если не
использовать современные пластиковые системы упаковывания, снабженные
крышками и креплениями (а в некоторых моделях – и специальными
замками), то в случаях использования возвратной тары риски товарных
потерь значительно возрастают. С другой стороны, ненадлежащим образом
сформированный невозвратный транспортный пакет также приводит к
аналогичным потерям.
На практический взгляд
Независимо от того, какую систему учета использует предприятие
– ручную, автоматизированную или автоматическую, – она должна в режиме
реального времени предоставлять информацию о наличии каждого вида тары
в каждом подразделении, на каждом участке учета. Как правило, при
перемещении тары в операциях внутренней логистики особых проблем не
возникает. На этом участке достаточно организовать качественный учет и
своевременное оформление документов на всех этапах ее перемещения.
Единственной критической точкой является четкий контроль количества и
ассортимента тары, который должен поддерживаться на уровне,
обеспечивающем бесперебойную отгрузку продукции покупателям.
В этом контексте уместно вспомнить, что сегодня на украинском рынке
существует достаточно большая проблема идентификации тары. Все больше
появляется информации о применении технологии RIFD-меток. Однако с
практической стороны, внедрение технологий радиочастотной идентификации
еще очень слабо развито в Украине. Большое разнообразие систем
идентификации и слабая стандартизация в данной области приводят к тому,
что покупателю необходимо иметь несколько систем считывания и
распознавания меток на таре от разных производителей. Как правило,
розничные сети не используют данную технологию в работе со своими
поставщиками. Предприятия также не спешат с ее внедрением, ведь нужно
будет либо обеспечивать своих покупателей соответствующими системами (а
это достаточно дорого), либо договариваться о едином стандарте
идентификации тары.
В силу такого ряда несогласованных моментов процесс внедрения
технологий идентификации тары сегодня развивается крайне медленно. В
большинстве случаев учет тары между предприятием и покупателями
осуществляется лишь по валовому учету отдельных видов упаковки.
Таким образом, у многономенклатурного пищевого предприятия остается
много проблем управления и контроля в секторе транспортной тары. Однако
наличие адекватной системы учета (будь то ERP-система, ее
специализированные модули или специализированные программы) большинства
указанных трудностей можно избежать или довольно существенно их
уменьшить. Конечно, ни одна учетная система не уменьшит риски,
связанные с порчей упаковки продукции при погрузочно-разгрузочных
работах или в случае кражи продукции, однако грамотное внедрение такой
системы, за счет автоматизации, позволит:
-
облегчить оперативный учет тары как на самом предприятии, так и на территории покупателя;
-
облегчить бухгалтерский учет тары;
-
оптимизировать количественный и качественный состав транспортной тары;
-
разделить
финансовые потоки между предприятием и покупателем по направлениям
«взаиморасчеты за продукцию» и «взаиморасчеты за тару».
Также на стадии проектных работ следует помнить, что любые
интегрированные информационные системы только формализуют процессы,
являясь инструментом рационализации и оптимизации. Эффективность же
самой работы зависит, в первую очередь, от плотного взаимодействия
отделов снабжения, сбыта, ИТ, производства и бухгалтерии.
Мнение специалистов
Владимир Бузмаков, президент АОЗТ «Супремум»
Проблемы управления транспортной тарой, помимо сложностей учета,
лежат и в плоскости вопросов планирования. Так, в ситуациях
равномерного спроса особых проблем с планированием количества и видов
возвратной тары не возникает. Когда же спрос носит сезонный характер,
то часть тары в не сезон может простаивать, а в периоды максимального
спроса – ее может и не хватать. Но такие колебания, типичные для ряда
пищевой продукции, еще можно прогнозировать и рассчитать будущие
потребности в ресурсах, в том числе – и в возвратной таре.
Однако в условиях сложных финансово-экономических ситуаций спрос сложно
прогнозировать, и транспортная тара может стать одним из ограничений
при планировании деятельности компании. Такие обстоятельства порождают
не только новые проблемы, но и дают новые аналитические механизмы.
Например, специалисты ассоциации APICS (Американское Общество
управления производством и запасами) предлагают управлять деятельностью
предприятия, основываясь на Плане продаж и операций (S&OP).
Виктор Стецюк, исполнительный директор ВОО «Сообщество ИТ-директоров Украины»
Уже сегодня собственники производственных
компаний понимают, что их бизнес все больше начинает зависеть от ИТ. А
значит, приоритеты эффективного управления предприятием начинают
смещаться от автоматизации простых учетных функций в сторону
обеспечения оперативной и адекватной информации о бизнес-деятельности
предприятия.
Такое изменение взглядов требует новых знаний и навыков для организации
сбора информации о деятельности предприятия и последующего ее анализа с
целью выработки и принятия адекватных бизнес-решений. Сегодня
ИТ-директор должен выйти на новую ступень своего профессионального
развития, которая заключается в сочетании знаний технологий с глубоким
пониманием бизнеса, позволяющих принимать участие в формировании
стратегии своей компании. Например, программа MBA/MBI (Master of
Business Information), являющаяся развитием нашего проекта
«ИТ-университет», призвана подготавливать именно таких ИТ-стратегов.
Ольга Бут
| | |
| |