| Большие надежды29 Мая 2009Не секрет, что перед началом кризиса, рынок гофроупаковки в России
развивался очень активными темпами. На рынок пришли крупнейшие мировые
игроки, инвестиции в новые производства составляли сотни миллионов
долларов. На отрасль пролился целый «дождь» инвестиционных проектов. И
хотя сейчас еще непонятно, в каком состоянии картонная индустрия выйдет
из кризиса, думается, не лишним было бы вспомнить, какие именно громкие
проекты в переработке были заявлены за последние годы. Ведь именно они
могут пострадать больше всех. К тому же, от их реализации или,
наоборот, свертывания, во-многом зависит будущее отрасли.
По оценке журнала «Эксперт», на протяжении нескольких лет
производство упаковки из гофрокартона было одним из самых быстроходных
сегментов российской целлюлозно-бумажной индустрии: прирост выручки
составлял не менее 10% в год. По данным Федеральной службы
государственной статистики, рост производства картона за три квартала
2008 года составил 8,9% к 2007 году. Сам объем российского рынка
упаковки также вырос и составил 8,8 млн тонн.
Учитывая или прогнозируя эти показатели, за небольшой срок на
российский рынок вышли крупнейшие целлюлозно-бумажные компании мира.
Перерабатывающие мощности в России построили или приобрели такие
компании, как SCA Packaging и Stora Enso. Не отставали от них и
российские предприятия — в первую очередь, отечественный лидер —
курская компания ГОТЭК.
Основным потребителем картонной упаковки, занимая почти
75-процентную долю, являлась пищевая промышленность. Заметная доля
потребления приходилась также на производителей фармацевтики, бытовой
химии, табачных изделий, бытовой техники. Новым потребительским
сегментом стало производство пищевых пленок и оболочек, фольги и
технических лент, использующих картонно-навивные гильзы.
Главные инвесторы
...Итак, чем же все-таки можно объяснить «бум» инвестпроектов? При
ближайшем рассмотрении ответ обнаруживается просто. Во всем российском
«празднике картонной жизни» на долю мелких производителей приходится до
65% рынка гофротары. «Гигантам», несмотря на усилия и многомиллионные
бюджеты, еще далеко до глобального передела рынка. Правда, многие
«малыши»» в большинстве случаев не соответствуют растущим требованиям к
качеству продукта — и это играет против них. В России имеется дефицит
качественного картона (некоторые его виды, например, высококачественный
мелованный картон из чистой целлюлозы, вообще импортируются из Европы),
именно поэтому часть упаковки ввозилась из соседних регионов, хотя
оптимальное транспортное плечо не должно превышать 500 км. Вот почему
решение крупных компаний о строительстве заводов гофротары в близости
к основным потребителям (в первую очередь в Центральном, Приволжском и
Северо-Западном округах) выглядит естественно.
Поскольку Северо-Запад — наиболее перспективный регион России с
точки зрения развития лесоперерабатывающей промышленности, то
неудивительно, что новые производства появлялись прежде всего на
территории СЗФО. Например, в 2008 году свой завод по производству
гофроупаковки запустил российско-американский лесопромышленный холдинг
«Группа «Илим». Предприятие расположилось в Ленинградской области, в
городе Коммунар. На строительство завода, мощностью 140 млн кв. м
упаковки в год, холдинг затратил 1 млрд рублей. Так предприятие
завершило поступательно выстроенную технологическую цепочку «поставка
сырья-переработка». Гофрокартон для производства упаковки будет
завозиться из филиала Группы «Илим», расположенного в Коряжме.
Как отмечают эксперты, новое предприятие стало самым большим по
мощности на Северо-Западе (до этого крупнейшим заводом был Smurfit
Kappa, производящий до 100 млн кв. м продукции в год.
К слову, завод в Коммунаре — не единственный пакет в
инвестпортфеле «Илима». В 2007 году генеральный директор Группы «Илим»
Пол Херберт также озвучивал планы компании по развитию похожего
производства в Братске. В частности, на Братском целлюлозно-картонном
комбинате (БЦЦК) предполагалось установить бумагоделательную машину
стоимостью 400—500 млн долларов (причем это должна быть первая
бумагоделательная машина за Уралом, способная производить
высококачественную бумагу для офисов), а также усовершенствовать
технологию производства целлюлозы. В результате модернизации мощности
БЦКК должны вырасти на 212 тыс. тонн продукции в год, отмечал Херберт.
Установку бумагоделательной машины планировалось произвести в 2009—2010
годах, но так, чтобы в конце 2010 года Братский ЦКК мог уже выдавать
бумажную продукцию.
Всего же, как заявлял гендиректор, в течение пяти лет «Илим»
намерена построить четыре бумажных производства. Не исключался и
вариант покупки профильных заводов, расположенных в европейской части
России. «Производство гофроупаковки – важная сфера для развития
компании, – заметил Пол Херберт. – Рынок гофроупаковки нуждается в
новых производственных мощностях, прежде всего, локальных заводов. Мы
хотим как можно оперативнее реагировать на рыночный спрос и эффективно
действовать на рынке». Как утверждали руководители «Илим», благодаря
всем указанным мерам, за несколько лет компания может занять до 25%
рынка европейской части России.
В 2008 году, почти одновременно с «Илимом», финская Stora Enso
Packaging VR запустила завод мощностью 150 млн кв. м упаковки в год в
городе Луховицы Московской области и объявила о намерении до конца года
нарастить мощности своего второго предприятия – в Балабаново.
Не отставали и отечественные компании: крупнейший в России
производитель упаковки «ГОТЭК» в данный момент строит производство
объемом 180 млн кв. м в год во Всеволожском районе Ленобласти. При
этом, если в СЗФО большие заводы только начали появляться, то в
Центральном округе к 2008 году их было построено уже с полдюжины. Дело
в том, что Центральный округ – лидер по потреблению гофрокартонной тары
(47 %), на Северо-Запад же приходится около 10% упаковки.
...Ну, а если не получится?
Что может произойти, если масштабные инвестиции в модернизацию или
наращивание мощностей не окупятся или будут приостановлены? Ответ
однозначный — Россия потеряет возможность закрепиться на европейском
рынке бумажно-картонной продукции как серьезный переработчик, а не
только поставщик ресурсов. А это означает, что нам так и не удастся
«слезть» с импортной иглы и создать в стране по-настоящему
высокотехнологичные производства по выпуску картона и бумаги
премиум-класса, которые становятся все популярнее и востребованнее.
А ведь из-за отсутствия мощностей по глубокой переработке
древесины только в 2007 году импорт бумажно-картонной продукции
превысил 2,5 млрд долларов США. По сути, экспортируя задешево
собственный лес (напомним, 40% его мировых запасов сосредоточены как
раз в России), мы вынуждены потом по огромным ценам закупать
переработанную из нашего же сырья продукцию. Ситуация, в общем,
известная (хотя менее трагической она от этого не становится).
Радует то, что в последнее время на сложную ситуацию в
целлюлозно-бумажной отрасли обратили внимание в Правительстве РФ.
Итогом дискуссий стало понижение экспортных пошлин на необработанную
древесину, и снижение - на обработанную. По мысли членов правительства,
это должно привести к увеличению экспорта товаров глубокой
лесопереработки при одновременном сокращении экспорта круглого
необработанного леса. При этом строительство новых ЦБК и других
перерабатывающих заводов — поощряется. Например, в соответствии с
федеральной программой, российские ЦБК должны освоить производство
импортозамещающей продукции — мелованной бумаги и картона.
По словам начальника аналитического департамента РАО «Бумпром»
Юрия Лахтикова, объем производства продукции целлюлозно-бумажной
промышленности в России значительно отстает от темпов роста ее
потребления. «При этом потребление обеспечивается за счет увеличения
импорта и снижения экспорта, - добавляет эксперт. - За последние восемь
лет импорт вырос в 4,5 раза, причем 86% роста - это продукция с высокой
добавленной стоимостью. Поэтому чрезвычайно актуальной задачей остается
поиск эффективных механизмов государственно-частного партнерства,
создание импортозамещающих производств для удовлетворения потребностей
внутреннего рынка; увеличение конкурентоспособности отечественной
продукции за счет повышения ее качества, экологичности и создание
инфраструктуры в районах строительства новых объектов».
Думается, в сложившейся ситуации, которая осложняется еще и
кризисом, главное — это, что диалог власти и бизнеса, несмотря ни на
что продолжается. Правительство осознает, что целлюлозно-бумажной
промышленности РФ требуется серьезная поддержка. Это позволяет
надеяться, что масштабные инвестиции в перевооружение производств не
останутся без внимания и помощи. Время как говорится, покажет. Но
хотелось бы, чтобы к тому моменту не было уже поздно что-то менять...
Артем Потапенко | | |
| |