Как создать идеальную этикетку: современные технологии производства рукавных этикеток

29 Мая 2009

Рынок рукавных этикеток является сегодня одним из наиболее динамичных. Спрос на этот продукт увеличивается во многом благодаря широким возможностям дизайна, которые открывает эта этикетка. При этом особенно востребована круговая рукавная этикетка, позволяющая полностью использовать поверхность упаковки.


Наибольший спрос рукавная этикетка находит в секторе напитков – сегодня с ее помощью оформляют большую часть бутылок из ПЭТФ. В косметике и парфюмерии рукавная этикетка используется в упаковке средств личного ухода, а также для кремов и духов в экономичном ценовом сегменте. Она позволяет придать привлекательный внешний вид даже простой упаковке. Большие перспективы по применению имеются в упаковке продуктов фармацевтики и бытовой химии, где достоинства рукавной этикетки также востребованы.


Преимущества рукавной этикетки

Рукавная термоусадочная этикетка повторяет форму упаковки (бутылки, банки и т. д.). При этом благодаря увеличенной площади, она дает дополнительную свободу творчества дизайнеру, позволяет размещать крупные изображения, больше информации о товаре. Этот тип этикетки весьма удобен в случае, когда необходимо круговое оформление упаковки. Таким образом, практически всю ее поверхность можно покрыть этикеткой с высококачественной печатью. Данная этикетка также удобна в декорировании емкостей с причудливыми формами.


Бумажная этикетка для бутылок дешевле пластиковой, но имеет целый рад недостатков. Во-первых, она может размокать даже от простого запотевания тары. Во-вторых, она менее прочна, легче повреждается и оттого быстро теряет товарный вид. Поскольку печать наносится на рукавную этикетку с внутренней стороны, это гарантирует высокую безопасность от истирания и царапин, любого повреждения изображения. В качестве дополнительного защитного свойства может применяться барьер для ультрафиолетовых лучей.


Даже если рукавная этикетка не используется как основная, она может оказаться весьма кстати при проведении различных рекламных акций. Наносимая на продукт в традиционном оформлении, она может на период акции привлечь к нему внимание потенциальных клиентов, донести актуальный слоган и т. д.


Изготовление и нанесение рукавных этикеток


Основным материалом для изготовления термоусадочной этикетки является ПВХ. Пленки из полиэтиленгликоля характеризуются большей усадкой и стойкостью к царапинам, однако, они значительно дороже. Для обертки туб используются этикетки на базе OPS. Более удобны для флексографической печати пленки из ориентированного полипропилена. Для этикетки безалкогольных напитков, разлитых в ПЭТФ-тару, все больше используется молочная пленка из ориентированного полипропилена. Этикетка может наноситься на упаковку вручную или с помощью автоматики.


Дизайн термоусадочной этикетки связан с технологическими особенностями, обусловленными искажением изображения при облегании упаковки. Искажение проявляется пропорционально изгибам поверхности, что особенно актуально для бутылок сложной, нестандартной формы. Искажение касается как надписей, так и любых контуров на этикетке. Чтобы изображение выглядело в точности так, как предполагал дизайнер, необходимо на стадии предпечатной подготовки применить меры по компенсации искажений.


После нанесения изображения на пластиковое полотно из него формируется рукав путем спайки кромок. Затем полученные рукава подаются на установку, где происходит этикетирование бутылок. Рукава нарезаются таким образом, чтобы на каждой бутылке оставалась только одна этикетка. Затем упаковка пропускается через термотоннель, где под действием пара или горячего воздуха этикетка усаживается, чтобы полностью повторить форму бутылки.


Помимо искажения контуров при термоусадке происходит изменение изначальной насыщенности цвета. Там, где усадка максимальна, растровые точки оказываются ближе, и оттого цвет становится насыщеннее и темнее. Чтобы избежать этого, на стадии подготовки макета дизайнеру необходимо уменьшить насыщенность цвета в местах наибольшего сжатия.


В дизайне термоусадочной этикетки используются различные виды печати. Традиционно в этой сфере доминировала технология глубокой печати. В последнее время благодаря значительным усовершенствованиям расширяется применение флексографии и офсета. Наиболее современное оборудование использует краски с ультрафиолетовым отвержением, применение которых более эффективно экономически и отличается большей технологической гибкостью. Значительным преимуществом УФ-отверждаемых красок является экологичность: в отличие от красок на основе растворителей, они не загрязняют воздух летучими соединениями.


Современные печатные машины часто объединяют в себе несколько различных технологий печати – флексография, офсет, ротогравюра, шелкография. Модульное построение машин позволяет быстро заменять печатные секции и, например, превращать флексографическую машину в офсетную. Если необходимо часто менять информацию на одних и тех же этикетках, достаточно снабдить оборудование устройством струйной печати.


Типы рукавной этикетки


Существуют несколько типов рукавной этикетки.

  1. Полноразмерная. Эта этикетка охватывает поверхность сосуда по всей высоте. В этом случае могут быть востребованы все возможности этой этикетки, включая защиту от несанкционированного вскрытия и ультрафиолетовых лучей. В месте соприкосновения с крышкой этикетка может быть перфорирована, чтобы облегчит открывание.
  2. Этикетка с частичным покрытием. Данная этикетка прикрывает поверхность упаковки лишь частично, так что, например, потребитель может видеть характерный цвет напитка в прозрачной бутылке.
  3. Защитная лента. Она не является этикеткой в строгом смысле, ну служит для защиты от несанкционированного вскрытия и дополнительной герметизации. Защитная лента используется наряду с другими видами этикетки, например бумажной.
  4. Соединительная этикетка. Она используется для соединения двух различных емкостей чтобы предложить их в виде единого товара. Такой способ этикетки применим для химических продуктов, требующих смешивания непосредственно перед употреблением. Однако на практике соединительная этикетка чаще используется при проведении промо-акций. Объединяя два продукта, продавец тем самым может познакомить потенциального потребителя с новым продуктом, увеличить объем продаж за короткий период или быстрее сбыть залежавшийся товар. Чаще всего такие промо-акции проводят в секторе продуктов личного ухода или бытовых товаров.


Перспективы применения


Термоусадочные этикетки были изобретены еще в середине 1960 г. в Японии, но настоящий бум их применения отмечается в последние годы. Хотя, по данным АКПР, доля рукавной этикетки на мировом этикеточном рынке составляет примерно 13%, при этом отмечается стабильный рост от 20% в развивающихся странах до 10% – в развитых. Это значительно выше темпов роста рынка в целом.


Развитие рынка рукавной этикетки неразрывно связано с темпами роста производства пластиковых бутылок, прежде всего, из ПЭТФ. При этом своим успехом этот вид упаковки также во многом обязан рукавным этикеткам, которые идеально для него подходят. Кроме полимерной упаковки, все более существенную роль в потреблении рукавных этикетов играют металлические банки. Причины, по которым упаковщики решают дополнить металлическую банку пластиковой этикеткой могут быть разными. С одной стороны, могут быть востребованы широкие возможности дизайна. Компания Labatt Brewing, предложившая пиво в алюминиевой банке с термоусадочной этикеткой, в своей рекламной кампании делала акцент на более низкой теплопроводности стенок такой упаковки, которые сохраняют низкую температуру напитка в течение получаса.


Кирилл Корякин
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Тара и упаковка"
unipack.ru
Поиск по сайтуЯndex