Российский рынок стретч-плёнки является одним из самых
быстроразвивающихся рынков упаковочного сегмента. Уже в настоящее время
в России существуют значительные производственные мощности, на которых
в 2008 году было произведено около 114 тыс. тонн стретч-плёнок. Если
учесть тот факт, что в 2000 году в Российской Федерации было
произведено около 700 тонн стретч-плёнки, то получается за восемь
последних лет объём российского производства стретч-плёнок увеличился
примерно в 160 раз! Однако 2008 год ознаменовался тем, что был
достигнут уровень насыщения и в ближайшее время рост производства
значительно замедлится, а российские производители будут вынуждены
искать дополнительные рынки сбыта за рубежом.
В России в 2008 г. основными производителями стретч-плёнки были четыре предприятия: ООО «ВариоПак», «Регент-Стретч» входящая в группу компаний «Регент», ООО «Лава» и ООО «Упаковка и сервис».
Импорт
Несмотря на значительные объёмы внутреннего производства, импорт
стретч-пленки в Россию также велик. По сравнению с 2007 годом импорт
стретч-плёнок в 2008 году увеличился на 27%. Однако, по оценкам
экспертов, уже в 2009 году, рост внутреннего производства, а так же
негативные макроэкономические факторы, должны привести к снижению
импорта стретч-плёнок.
Рост импорта стретч-плёнок в денежном выражении имеет большие
объёмы, чем в натуральном выражении. Импорт в 2008 году, по сравнению с
предыдущим годом вырос на 43,9%. Это свидетельствует о росте стоимости
импортных стретч-плёнок.
Основными странами, импортирующими свою стретч-плёнку в Российскую
Федерацию являются Украина, Германия и Финляндия, их доли в импорте в
2008 году составили 49,5%, 9,9% и 8,5% соответственно.
Кроме того, крупными импортёрами стретч-плёнок в Российскую
Федерацию являются Израиль, Польша и Литва. Их доля в 2008 году
составила от 3,1 до 4,5%. Доля в российском импорте стретч-плёнок
других стран составила менее 3%.
Интересным является тот факт, что, не смотря на то, что по
большинству видов гибкой упаковки украинские производители не в
состоянии обеспечить потребности даже внутреннего рынка, импорт
украинских стретч-плёнок в Российскую Федерацию составляет значительные
объёмы, и в 2008 году даже увеличился.
Основными регионами, в которые импортируются стретч-плёнки, являются
Москва и Санкт-Петербург. Их доля составила 71,3% и 10,2%
соответственно. Это объясняется тем, что в этих городах требования к
внешнему виду упаковки наиболее строгие, и производители с интересом
относятся к новым видам упаковки, в том числе и гибкой.
Кроме того, крупными получателями импортной стретч-плёнки являются
Пермская, Калининградская и Московская области. Их доля в общем объёме
импорта в 2008 году составила от 2% до 4%. Доля остальных регионов
составила менее 2%. Важно отметить, что импорт в Москву в 2008 году
значительно увеличился с 52,8% до 71,3% в общем объёме импорта.
Многие крупные оптовые компании, находящиеся в Москве, покупают
крупные партии импортных стретч-плёнок, которые потом расходятся по
всей России.
Несмотря на похожую динамику импортных отгрузок в начале 2007 и 2008
годов, импорт стретч-плёнок во второй половине 2008 года имеет
отличительные особенности. В октябре 2008 года произошло значительное
сокращение импорта, и, несмотря на некоторый рост в ноябре-декабре 2008
года, достигнуть прошлогодних объёмов не удалось. Без сомнения, на
характер импортных отгрузок во второй половине 2008 года оказал влияние
мировой экономический кризис, влияние которого на российскую экономику
проявилось в именно в конце 2008 года, и не смотря на некоторое
оживление импортных поставок в ноябре-декабре 2008 года, вызванное
предновогодним ростом розничных продаж, в 2009 году, скорее всего,
произойдёт сокращение импорта стретч-плёнок в Российскую Федерацию, в
том числе и благодаря росту внутреннего производства.
Экспорт
Экспорт стретч-пленки из России имеет очень скромные объёмы. Это
связано с тем, что российский рынок стретч-плёнок находится в стадии
роста, значительная часть рынка покрывается за счёт импортных поставок,
а российские производители реализуют всю свою продукцию на внутреннем
рынке и не имеют необходимости поиска новых рынков сбыта за рубежом.
Несмотря на рост внутреннего производства стретч-плёнок, уровень
экспорта составляет не значительную его часть. Российский рынок
стретч-плёнок рос большими темпами, чем растут объёмы производства.
Практически вся российская стретч-плёнка импортируется в Казахстан.
Его доля в экспорте в 2008 году составила 74,5%. Экспорт стретч-плёнки
в другие страны носит эпизодический характер и имеет незначительные
объёмы.
Тенденции рынка
Рынок гибкой упаковки в России сегодня - один из самых
быстрорастущих. Развитие производства, приход импортных производителей,
постепенный переход на западные стандарты упаковки и транспортировки
диктуют необходимость использования новых материалов, в том числе и
таких как стретч-пленка.
В последние несколько лет, рост потребления стретч-пленки в России
составлял около 15% в год, что более чем в 2 раза превышает европейские
показатели.
В России рост рынка стретч-пленки происходит преимущественно за счет
развития новых производств, модернизации существующих и роста
потребления пленки у уже существующих клиентов. В первую очередь это
касается быстро развивающихся предприятий пищевой промышленности и
связанных с ней отраслей.
Замещения термоусадочной пленки стретчем в значительных масштабах
пока не происходит. Это связано с тем, что из-за дешевизны
отечественного сырья термоусадочная пленка стоит в 1,5 раза дешевле,
чем стретч, сырье для которой в России пока не производится. Хотя,
несмотря на более высокую цену, использование стретч-пленки, за счет
меньшего расхода материала, дает экономию до 30% в сравнении с
термоусадочной пленкой. Однако, хотелось бы отметить попытки некоторых
российских производителей сырья, наладить производство линейного
полиэтилена. В начале 2008 года на рынке появились пробные партии
российского линейного полиэтилена произведенного компаниями «Казаньоргсинтез», «НижнекамскНефтеХим»
и др. Это позволяет надеется на то, что внедрение в производство
российского сырья приведёт к снижению цены на стретч-плёнку, что может
вызвать массовый переход от термоусадочной плёнки на стретч-плёнку.
Тем не менее, в 2008 году рынок стретч-плёнки достиг стадии
насыщения. Внутреннее производство и импорт достигли своего максимума,
а некоторые российские производители начали искать каналы выхода на
рынки прилегающих государств, прежде всего Казахстана.
Однако мировой экономический кризис, сильно ударивший по российской
экономике, не мог не затронуть и рынок стретч-плёнок. Особенно сильно
его влияние проявилось в октябре-декабре 2008 года.
В ближайшее время, импорт стретч-плёнки в Российскую Федерацию
начнёт сокращаться, как в результате заполнения рынка плёнкой
отечественного производства, так и под влиянием эффекта девальвации
российского рубля, который уже привёл к существенному удорожанию
импортной плёнки. Рост внутреннего производства в 2009 году должен
замедлиться, в результате насыщения рынка. В скором будущем, российские
производители стретч-плёнок будут вынуждены искать выходы на внешние
рынки, что подстегнёт рост экспорта.
Abercade |