Российский рынок стретч-пленки: основные показатели и тенденции

23 Июня 2009

Российский рынок стретч-плёнки является одним из самых быстроразвивающихся рынков упаковочного сегмента. Уже в настоящее время в России существуют значительные производственные мощности, на которых в 2008 году было произведено около 114 тыс. тонн стретч-плёнок. Если учесть тот факт, что в 2000 году в Российской Федерации было произведено около 700 тонн стретч-плёнки, то получается за восемь последних лет объём российского производства стретч-плёнок увеличился примерно в 160 раз! Однако 2008 год ознаменовался тем, что был достигнут уровень насыщения и в ближайшее время рост производства значительно замедлится, а российские производители будут вынуждены искать дополнительные рынки сбыта за рубежом.


В России в 2008 г. основными производителями стретч-плёнки были четыре предприятия: ООО «ВариоПак», «Регент-Стретч» входящая в группу компаний «Регент», ООО «Лава» и ООО «Упаковка и сервис».


Импорт


Несмотря на значительные объёмы внутреннего производства, импорт стретч-пленки в Россию также велик. По сравнению с 2007 годом импорт стретч-плёнок в 2008 году увеличился на 27%. Однако, по оценкам экспертов, уже в 2009 году, рост внутреннего производства, а так же негативные макроэкономические факторы, должны привести к снижению импорта стретч-плёнок.


Рост импорта стретч-плёнок в денежном выражении имеет большие объёмы, чем в натуральном выражении. Импорт в 2008 году, по сравнению с предыдущим годом вырос на 43,9%. Это свидетельствует о росте стоимости импортных стретч-плёнок.


Основными странами, импортирующими свою стретч-плёнку в Российскую Федерацию являются Украина, Германия и Финляндия, их доли в импорте в 2008 году составили 49,5%, 9,9% и 8,5% соответственно.


Кроме того, крупными импортёрами стретч-плёнок в Российскую Федерацию являются Израиль, Польша и Литва. Их доля в 2008 году составила от 3,1 до 4,5%. Доля в российском импорте стретч-плёнок других стран составила менее 3%.


Интересным является тот факт, что, не смотря на то, что по большинству видов гибкой упаковки украинские производители не в состоянии обеспечить потребности даже внутреннего рынка, импорт украинских стретч-плёнок в Российскую Федерацию составляет значительные объёмы, и в 2008 году даже увеличился.


Основными регионами, в которые импортируются стретч-плёнки, являются Москва и Санкт-Петербург. Их доля составила 71,3% и 10,2% соответственно. Это объясняется тем, что в этих городах требования к внешнему виду упаковки наиболее строгие, и производители с интересом относятся к новым видам упаковки, в том числе и гибкой.


Кроме того, крупными получателями импортной стретч-плёнки являются Пермская, Калининградская и Московская области. Их доля в общем объёме импорта в 2008 году составила от 2% до 4%. Доля остальных регионов составила менее 2%. Важно отметить, что импорт в Москву в 2008 году значительно увеличился с 52,8% до 71,3% в общем объёме импорта.


Многие крупные оптовые компании, находящиеся в Москве, покупают крупные партии импортных стретч-плёнок, которые потом расходятся по всей России.


Несмотря на похожую динамику импортных отгрузок в начале 2007 и 2008 годов, импорт стретч-плёнок во второй половине 2008 года имеет отличительные особенности. В октябре 2008 года произошло значительное сокращение импорта, и, несмотря на некоторый рост в ноябре-декабре 2008 года, достигнуть прошлогодних объёмов не удалось. Без сомнения, на характер импортных отгрузок во второй половине 2008 года оказал влияние мировой экономический кризис, влияние которого на российскую экономику проявилось в именно в конце 2008 года, и не смотря на некоторое оживление импортных поставок в ноябре-декабре 2008 года, вызванное предновогодним ростом розничных продаж, в 2009 году, скорее всего, произойдёт сокращение импорта стретч-плёнок в Российскую Федерацию, в том числе и благодаря росту внутреннего производства.


Экспорт


Экспорт стретч-пленки из России имеет очень скромные объёмы. Это связано с тем, что российский рынок стретч-плёнок находится в стадии роста, значительная часть рынка покрывается за счёт импортных поставок, а российские производители реализуют всю свою продукцию на внутреннем рынке и не имеют необходимости поиска новых рынков сбыта за рубежом.


Несмотря на рост внутреннего производства стретч-плёнок, уровень экспорта составляет не значительную его часть. Российский рынок стретч-плёнок рос большими темпами, чем растут объёмы производства.


Практически вся российская стретч-плёнка импортируется в Казахстан. Его доля в экспорте в 2008 году составила 74,5%. Экспорт стретч-плёнки в другие страны носит эпизодический характер и имеет незначительные объёмы.


Тенденции рынка


Рынок гибкой упаковки в России сегодня - один из самых быстрорастущих. Развитие производства, приход импортных производителей, постепенный переход на западные стандарты упаковки и транспортировки диктуют необходимость использования новых материалов, в том числе и таких как стретч-пленка.


В последние несколько лет, рост потребления стретч-пленки в России составлял около 15% в год, что более чем в 2 раза превышает европейские показатели.


В России рост рынка стретч-пленки происходит преимущественно за счет развития новых производств, модернизации существующих и роста потребления пленки у уже существующих клиентов. В первую очередь это касается быстро развивающихся предприятий пищевой промышленности и связанных с ней отраслей.


Замещения термоусадочной пленки стретчем в значительных масштабах пока не происходит. Это связано с тем, что из-за дешевизны отечественного сырья термоусадочная пленка стоит в 1,5 раза дешевле, чем стретч, сырье для которой в России пока не производится. Хотя, несмотря на более высокую цену, использование стретч-пленки, за счет меньшего расхода материала, дает экономию до 30% в сравнении с термоусадочной пленкой. Однако, хотелось бы отметить попытки некоторых российских производителей сырья, наладить производство линейного полиэтилена. В начале 2008 года на рынке появились пробные партии российского линейного полиэтилена произведенного компаниями «Казаньоргсинтез», «НижнекамскНефтеХим» и др. Это позволяет надеется на то, что внедрение в производство российского сырья приведёт к снижению цены на стретч-плёнку, что может вызвать массовый переход от термоусадочной плёнки на стретч-плёнку.


Тем не менее, в 2008 году рынок стретч-плёнки достиг стадии насыщения. Внутреннее производство и импорт достигли своего максимума, а некоторые российские производители начали искать каналы выхода на рынки прилегающих государств, прежде всего Казахстана.


Однако мировой экономический кризис, сильно ударивший по российской экономике, не мог не затронуть и рынок стретч-плёнок. Особенно сильно его влияние проявилось в октябре-декабре 2008 года.


В ближайшее время, импорт стретч-плёнки в Российскую Федерацию начнёт сокращаться, как в результате заполнения рынка плёнкой отечественного производства, так и под влиянием эффекта девальвации российского рубля, который уже привёл к существенному удорожанию импортной плёнки. Рост внутреннего производства в 2009 году должен замедлиться, в результате насыщения рынка. В скором будущем, российские производители стретч-плёнок будут вынуждены искать выходы на внешние рынки, что подстегнёт рост экспорта.


Abercade

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Тара и упаковка"
unipack.ru
Поиск по сайтуЯndex