Еще в 1980-е годы была выведена достаточно простая формула потребности механизации создания групповых и транспортных упаковок: она желательна, начиная с производства 6–8 упаковок в час, и обязательна при создании 12 упаковок.
Маловато будет…
В России наблюдается явная тенденция распространения все более производительного оборудования для формирования потребительской упаковки. Вместе с тем соотношение между оборудованием для потребительского и для группового упаковывания далеко от того, что сложилось в мире. Причины этого отставания в нашей стране заложены еще в советское время. Подобного оборудования в СССР выпускалось крайне мало. Однако в середине 1990-х годов бурное развитие в России свободного предпринимательства, в первую очередь в производстве продуктов питания, вызвало значительное расширение парка фасовочно-упаковочного оборудования, но опять-таки преимущественно для создания потребительских упаковок. Причин такого «кособокого» применения упаковочного оборудования видится несколько. Крупные пищевые предприятия находились тогда не в лучшем положении, и им было не до покупок техники. Активно возникающим новым, в большинстве небольшим, пищевым предприятиям требовалось в основном малопроизводительное технологическое, в том числе упаковочное, оборудование. А с небольшим количеством упакованной продукции при создании групповых и транспортных упаковок вполне можно было справиться вручную или с помощью простейших средств механизации. Кроме того, руководители только что возникших новых предприятий были вынуждены экономить буквально на всем. Качество потребительских упаковок без наличия специального оборудования обеспечить трудно, поэтому именно оно и приобреталось. Групповые и транспортные упаковки конечный потребитель продукции обычно не видит, и с этой точки зрения оборудование для их создания не столь важно. Очень низкий в то время уровень зарплат в нашей стране также сдерживал применение оборудования для группового упаковывания. Поставить на эти операции нескольких работников было дешевле, нежели купить дорогостоящее оборудование. Прорыв
Не столь много отечественных предприятий в условиях новой России постоянно работало в области создания оборудования для группового и транспортного упаковывания. «Стеклопак», «Таурас-Феникс», чуть позже к ним присоединились «Термопак» и некоторые другие. Но если во второй половине 90-х годов отечественное оборудование для группового упаковывания «крутилось», в основном, вокруг термоусадки (термоусадочные камеры, тоннели, не самые сложные устройства для группирования), то с начала нового века стали появляться образцы другого группового оборудования. И если первоначально это были отдельные образцы, то на «Росупаке–2004» случился настоящий прорыв. Было представлено групповое оборудование самых разных направлений.И с тех пор на всех московских упаковочных выставках подобного оборудования становилось все больше, причем как импортного, так и отечественного производства. А с 2005 года на выставках все больше стали демонстрироваться промышленные роботы, применяемые в пищевой отрасли. Первопричиной этого стала тенденция укрупнения бизнеса в пищевой промышленности. Появляется все больше крупных и средних предприятий, где устанавливаются фасовочные и упаковочные автоматы с более высокой производительностью. В то же время в пищевой отрасли происходит повышение уровня зарплат. Руководители предприятий начали задумываться, что выгоднее: использовать множество работников или применить автомат? Кроме того, в начале-середине первого десятилетия нового века происходило увеличение инвестиций в пищевую индустрию. Свое и чужое
Потребность пищевых предприятий в комплексном решении всех упаковочных процессов может быть удовлетворена двумя путями. В первом случае устанавливается фасовочное или упаковочное оборудование одного производителя, а для операций группового и транспортного упаковывания —других производителей. Второй вариант предусматривает установку оборудования от одного производителя или поставщика. Понятие «поставщик» выделено отдельно, так как здесь имеются в виду предприятия, поставляющие оборудование разных производителей, увязав его в упаковочные линии. Машиностроительные предприятия, выпускающие фасовочно-упаковочное оборудование, можно разделить на три группы. Одни предприятия замыкаются на выпуске одного вида оборудования: для создания или потребительских, или групповых, или транспортных упаковок. Другие объединяют в производстве два вида оборудования: для создания потребительских и групповых упаковок; групповых и транспортных. Третьи компании могут предложить комплексы (полные или неполные) оборудования для решения всех вопросов с упаковкой, возникающих на предприятии- потребителе. Из российских компаний, занимающихся разработкой оборудования для группового и транспортного упаковывания, а также техники, увязывающей его с оборудованием для создания потребительских упаковок, можно назвать уже упоминавшуюся «Стеклопак». Из зарубежных компаний, работающих в этом направлении, можно отметить, например, Robopack (Италия). Роботизированные линии группового и транспортного упаковывания продукции предлагаются итальянские Senzani и Betti. Оборудование для создания групповых упаковок с использованием ящиков из гофрированного картона выпускают «Таурас-Феникс» и НПО «Технологии упаковки». Создание разных видов оборудования, которое покрывало бы потребности (или, по крайней мере, большую их часть) предприятий по всему производственному процессу получения триады упаковок, характерно для крупнейших компаний, выпускающих фасовочно-упаковочное оборудование, и тем более — для групп компаний. Здесь стоит назвать, например, подразделение «Упаковочные технологии» концерна Bosch, группу IMA (Италия), компанию Rovema (Германия). Некоторые не столь крупные фирмы также производят оборудование, создающее групповые упаковки, правда, чаще в меньшей вариантности, чем «киты упаковочного машиностроения». Скажем, OMAG (Италия). Российские производители сравнительно недавно начали заниматься выпуском не просто единиц оборудования для группового упаковывания, а комплексных линий. И пока еще спектр их предложений по групповому упаковыванию не столь широк, как у большинства ведущих зарубежных производителей. Например, «Бестром», «Сигнал-Пак» и «Таурас-Феникс» предлагают линии, в которых формируются и наполняются продуктом пакеты из гибких термосвариваемых материалов, затем пакетам придается форма параллелепипеда, из них формируется группа, которая упаковывается в термоусадочную пленку. Но и здесь вопрос «свое-чужое» решается по-разному. Кто-то полностью оснащает линии собственным оборудованием, кто-то, решает часть вопросов за счет применения оборудования иностранного производства. Что дальше?
Производители вовремя осознали потребности российской пищевой индустрии в автоматическом оборудовании. Последнее время предложения этого оборудования повышались как количественно, так и качественно. Если говорить о российских производителях, то они не только готовы повысить качество своего группового упаковочного оборудования, но и расширить его номенклатуру. Скажем, за 2008 и 2009 годы опубликовано не менее полутора десятков патентных документов, касающихся такого оборудования. Но воплотится ли это в реальность?
Владимир Ульянов
|