Рынок торговой недвижимости Москвы. Первое полугодие 2009 года

14 Августа 2009

Доля объектов в стадии строительства в общем объеме торговых центров Москвы продолжила сокращаться. Она снизилась с 20% в III квартале 2008 г. до 15,9% сегодня. Проектируемые торговые центры остаются «на бумаге», поскольку проблемы с финансированием не позволяют девелоперам выйти на этап строительства проекта.

Ключевые события

Основные показатели. Торговые центры

Общая площадь высококачественных ТЦ, млн м2

   6,00

в том числе арендуемая, млн м2

3,28

Общая площадь ТЦ, введенных в эксплуатацию в I квартале 2009 г., тыс. м2

472,7

в том числе арендуемая, тыс. м2

219,5

Доля вакантных площадей, %

8%

Общая площадь проектов ТЦ, планируемых к выходу в 2009 г., млн м2

1,32

в том числе арендуемая, тыс. м2

822,9

Общая площадь ТЦ в стадии строительства, млн м2

2,77

Общая площадь проектируемых ТЦ, млн м2

8,67

Базовые арендные ставки, $/м2/год*

 

якорные арендаторы*

50-250

арендаторы галереи*

500-2000**

Операционные расходы, $/м2/год

50-180

Обеспеченность качественными торговыми площадями, м2/1000 жителей

312,2

*Без учета операционных расходов и НДС (18%)

**Ставки для магазинов площадью около 100 м2 на 1-м этаже

Источник: Knight Frank Research, 2009


Основные показатели. Street-retail

Совокупный объем площадей объектов street-retail, представленных на центральных торговых коридорах, тыс. м2

   410,0

Доля вакантных площадей, %

3,2-9,8%

Совокупный объем площадей объектов street-retail, представленный на магистральных торговых улицах, тыс. м2

150,0

Доля вакантных площадей, %

5-7%

Базовые арендные ставки, $/м2/год*

 

центральные торговые коридоры*

1000-4500**

магистральные торговые улицы*

500-1000**

помещения на первых этажах жилых домов в спальных районах*

250-800**

*Без учета операционных расходов и НДС (18%)

**Ставки для магазинов площадью около 200 м2

Источник: Knight Frank Research, 2009



Тенденции

  • В настоящее время, рынок не способен поглощать торговые площади «докризисными» темпами (этим и обусловлен рост показателя доли свободных помещений), однако в среднесрочной перспективе падение объемов строительства может привести к дефициту качественной торговой недвижимости.
  • Снижение затрат на  аренду или покупку помещения, а также расходов на рекламу, логистику и заработную плату персонала, ставок аренды,  делает российский рынок розничной торговли привлекательным для выхода международных ритейлеров. Свое развитие операторы предпочитают начинать с Москвы или Санкт-Петербурга.
  • Участились сделки слияния и поглощения среди торговых операторов.
  • В сегменте street-retail наметилась тенденция к увеличению спроса на «представительские» магазины (помещения с хорошей линией витрин и отличным расположением) со стороны международных сетевых операторов.

Ключевые события


  • В первом полугодии 2009 г. было анонсировано несколько торговых проектов: ТЦ «Фестиваль» на ул. Новопетровской (21,5 тыс. м2), Outlet-centre на Ленинградском шоссе (40 тыс. м2, Fashion House Development) и ТЦ на Варшавском шоссе (47,9 тыс. м2, ООО «Каренфор»).
  • О реализации сетевого проекта заявила компания Build-to-Rent Group. В рамках проекта планируется построить к 2012 г. около десяти многофункциональных торгово-развлекательных центров. Большинство объектов будет реализовано в Московской области (Мытищи, Люберцы, Солнечногорск).
  • В первой половине 2009 г. на рынок вышло несколько новых торговых операторов: открылось два магазина «Ашан-Сад» (ТЦ «Тройка», ТЦ «Ашан-Мытищи»), в марте на российский рынок вышел крупный шведский ритейлер H&M (ТЦ «Метрополис», ТЦ «Мега-Химки»), в июне состоялось открытие первого гипермаркета Carrefour (около 8 тыс. м2), разместившегося двухэтажной концепцией в составе ТЦ «Филион». В начале 2009 г. в ТЦ «Метрополис» открылся второй магазин Gap.
  • Сбербанк и фонд Bacarella Holdings Corporation официально объявили о покупке контрольного пакета группы компаний «Мосмарт».

Первая половина 2009 г. ознаменовалась несколькими событиями, влияющими на дальнейшее развитие сегмента sreet-retail: 

  • В соответствии с Федеральным законом №244 в ночь на 1 июля 2009 г. будет прекращена деятельность игорных заведений на всей территории России (исключение составляют несколько специально отведенных зон). В Московском регионе насчитывалось более 30 сетевых операторов игорного бизнеса, которым в настоящее время приходится либо менять род деятельности, либо освобождать занимаемое помещение. В связи с этим эксперты зафиксировали постепенный рост доли вакантных помещений, прежде всего в сегменте street-retail.
  • В первом полугодии состоялось две сделки пакетного приобретения объектов street-retail. В рамках одной из сделок был проведен аукцион по продаже четырех магазинов сети «Арбат Престиж».

В сегменте street-retail наблюдалась активная ротация арендаторов: 

  • Универмаг детских товаров Hamleys выбрал площадку для размещения флагманского магазина: компания планирует арендовать бывшее помещение «Галереи Самсунг» (ул. Тверская, 9).
  • На ул. 1-я Тверская-Ямская открылся магазин «Буква». Ранее площади занимал «Букбери».
  • Бывшем помещении магазина Reebok на Новинском бульваре разместился бутик Bosco Sport (арендованная площадь - 258 м2).


Предложение

Сохраняется высокий темп ввода торговых площадей: общая площадь торговых центров, введенных в эксплуатацию в первом полугодии 2009 г. ─ 472,7 тыс. м2. Для сравнения, за весь 2008 г. было введено 640 тыс. м2. Общая площадь предложения увеличилась на 7,9% и достигла 6 млн м2. При этом доля вакантных площадей составила около 8%.

Торговые центры, открытые в I полугодии 2009 г.


Название

Адрес

Общая площадь, м2

Арендопригодная площадь, м2

Девелопер/ участники проекта

Метрополис

Ленинградское ш., д. 16

205 300*

80 000

Capital Partners

Мегаполис

Андропова проспект, вл. 4-10

61 000

44 000

Мосрыбхоз

Спектр

Новоясеневский проспект, д. 1

56 400

30 000

Z_Build

Филион

Багратионовский пр-д, д.5

130 000*

55 000

Рубин-Девелопмент

ТЦ На Беговой

Хорошевское шоссе, вл. 2-20

20000

10 500

Дон-Строй

Юнимолл

Новорижское ш., 6 км

30 200

24 700

BTR-Group

* Площадь торговой части многофункционального объекта

Источник: Knight Frank Research, 2009


Ожидается, что до конца года общее предложение достигнет 7 млн м2, а показатель обеспеченности современными торговыми площадями может возрасти до 420 м2 на 1000 жителей (с 292 м2 в начале 2009 г.).

Обеспеченность торговыми площадями остается низкой в сравнении с другими европейскими столицами, м2 на 1000 жителей

Спрос

Итоги II квартала 2009 г. указывают на то, что спрос на аренду помещений в успешных торговых центрах остается стабильным. В течение 1-го полугодия 2009 г. наблюдался отток арендаторов из менее качественных проектов.
Также следует отметить, что интерес со стороны операторов сохранился в отношении функционирующих торговых центров и существенно снизился спрос на аренду в строящихся объектах.

В среднем доля вакантных помещений составила 8%.


Характеристики торгового центра

Функционирует на рынке

Вакантные площади, %

Отличное месторасположение, качественная концепция

более 1 года

0%-5%

Концептуальные недостатки или неудачное месторасположение

более 1 года

5-19%

Отличное месторасположение, качественная концепция

менее 1 года

15-27%

Концептуальные недостатки или неудачное месторасположение

менее 1 года

до 35%

Источник: Knight Frank Research, 2009 г.

 

Активно проявляют себя торговые операторы, ранее не представленные на российском рынке: H&M, Hamleys, Mamas & Papas, River Island, Ipekyol, New look, Bebe, Sainsbury's, Carrefour, сети мебельных центров Habitat и Kika, сеть закусочных Burger King.

Коммерческие условия. Торговые центры

Ставки аренды снизились на 40-60% по сравнению с первым полугодием 2008 г. и достигли уровня 2001-2003 гг. Торговые операторы в переговорах с собственниками все чаще просят перейти на ставку аренды, которая будет рассчитываться как процент с товарооборота ритейлера.

В некоторых случаях собственники торговых центров готовы фиксировать арендные ставки в рублях, включать в ставку аренды коммунальные платежи или рассматривать уменьшение размера депозита.

Ставки аренды в торговых центрах Москвы, II квартал 2009 г.

Тип предлагаемых помещений

Профиль торговли

Ставка аренды, $/м2/год*

Помещения якорных арендаторов

Продуктовые гипермаркеты, магазины других профилей площадью более 1500 м2

45–250

 

Помещения мини-якорных арендаторов

Супермаркеты, магазины других профилей площадью до 1500 м2

250–700

 

Помещения торговой галереи

 

Детские товары, книги, мультимедиа

350–950

Одежда, обувь**

700–2 900

Кожгалантерея, бижутерия, подарки, ювелирные изделия, мобильные телефоны***

1 200–2 900

 

*Без учета операционных расходов и НДС (18%)

**Ставки для магазинов площадью около 100 м2 на 1-м этаже

***Ставки для магазинов площадью около 50 м2 на 1-м этаже

Источник: Knight Frank Research, 2009



Коммерческие условия. Street-retail

В сложившейся ситуации дефицит арендаторов заставляет владельцев идти на существенные уступки при обсуждении условий договоров аренды на помещения street-retail.

Диапазон ставок аренды на помещения street-retail, II квартал 2009 г.

Месторасположение торгового помещения

Ставка аренды, $/м2/год*

Престижные торговые коридоры

1000-4500**

Помещения внутри Садового кольца

1000-2000**

Помещения внутри Третьего транспортного кольца, магистральные торговые улицы

500-1000**

Помещения на первых этажах жилых домов в  спальных районах

250-800**

*Без учета операционных расходов и НДС (18%)

**Ставки для магазинов площадью около 200 м2

Источник: Knight Frank Research, 2009



Учитывая, что собственники пустующих помещений самостоятельно занимаются привлечением арендаторов, ставка аренды на помещения с одинаковыми характеристиками может существенно варьироваться.

Прогноз

К концу 2009 г. ожидается увеличение общего объема площадей в торговых центрах на 22% (до 7,3 млн м2). 

Крупные ТЦ, открытие которых ожидается во второй половине 2009 г.

Название

Адрес

Общая площадь, м2

Арендопригодная площадь, м2

Девелопер/ участники проекта

Золотой Вавилон - Ростокино

Мира пр-т, д. 211

241 000

170 000

Патеро Девелопмент совместно с Immoeast

Рио (Шоколад)

МКАД, 2 км

160 000

84 800

Реутовский торговый дом, Ташир

Mall of Russia

ММДЦ «Москва-Сити»

180 000*

101 000

AFI Development

Фестивальный (фаза I)

Фестивальная ул., д. 2

120 000

60 000

Capital Group

GoodZone

Каширское ш., д. 12

145 000

60 000

Immoeast Immobilien Anlagen

Вива

Северное Бутово, Поляны ул.

32 600

24 000

Perga Development and Management

Ключевой**

Братеево, Борисовские Пруды ул.

26 600

13 700

Ферро-Строй

Рио

Ленинградское ш., вл. 25

20 000*

16 000

Ташир

Азовский**

Азовская ул., вл. 28 В

21 700

11 400

Портал

* Площадь торговой части многофункционального объекта

** Консультант проекта – Knight Frank

Источник: Knight Frank Research, 2009



Инерционный прирост торговых площадей и сокращение спроса со стороны сетевых ритейлеров позволяет говорить о дальнейшем увеличении доли вакантных помещений и о сохранении потенциала к снижению ставки аренды.

В сегменте street-retail будет наблюдаться увеличение сроков экспозиции торговых площадей, поскольку вступление в силу Федерального закона о ликвидации игорных заведений вызвало существенное увеличение доли вакантных площадей на торговых коридорах. Доля вакантных помещений на центральных улицах Москвы достигнет 10%. Те операторы, для которых сроки развития сетевых проектов не являются принципиальными, ожидают освобождения помещений, занимаемых операторами игровых клубов и казино.

В III-IV кварталах долговые обязательства перед банками-кредиторами игроки рынка торговой недвижимости продолжат погашать залоговыми активами, среди которых присутствуют пакеты помещений street-retail и крупные торговые центры. Банковские и инвестиционные структуры создают фонды для управления непрофильными активами.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Дистрибуция и торговля"
www.knightfrank.ru
Поиск по сайтуЯndex