Эксперты примиряют участников ВЭД и таможенников

1 Сентября 2009

От приоритетов таможенной политики зависят доступность импортных товаров и стабильная работа торговых и производственных компаний. Меры по совершенствованию таможенного администрирования должны обсуждаться экспертным сообществом. Одной из площадок для диалога между участниками ВЭД и ФТС является Экспертный совет по таможенному регулированию Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ.

Обеспечение таможенных платежей

В настоящее время в экспертном совете (ЭС) рассматриваются как отдельные проблемы, с которыми сталкиваются участники ВЭД, так и глобальные вопросы совершенствования и развития таможенной инфраструктуры. К отдельным проблемам относятся совершенствование законодательного порядка работы экспортеров нефти и газа и, в этой связи, внесение изменений в статьи 315 и 337 Таможенного кодекса (о расширении перечня случаев непредоставления обеспечения уплаты таможенных платежей). Помимо экспортеров сырьевых ресурсов с необходимостью обеспечения уплаты таможенных платежей сталкиваются и внешнеторговые компании, и производственные предприятия, ввозящие оборудование в уставный капитал. Для снижения административного давления в процессе таможенного оформления предлагается ранжировать компании по степени соблюдения таможенного законодательства - ввести критерии, на основании которых компаниям будут предоставляться преференции в процессе таможенного оформления. В частности, предлагается расширить перечень случаев, когда компания освобождается от предоставления обеспечения, снизить контроль со стороны ФТС, предоставить возможность участникам ВЭД декларирования своих товаров по первому методу (по цене, указанной в контракте).

По предложению ЭС, компания может попасть в список законопослушных участников, если ее стаж ВЭД не менее трех лет, бухгалтерская отчетность оформляется по международным стандартам, отсутствуют задолженность и систематические нарушения таможенного законодательства. В настоящее время дискуссии между ЭС и ФТС о введении дополнительных критериев продолжаются.

Отдельный вопрос - разработка порядка внесения изменений в ГТД после выпуска товаров в свободное обращение (внесение изменений в статью 133 ТК РФ). Дело в том, что на практике торговые компании сталкиваются с проблемами пересортицы, недосыла и подобных проблем. Например, в ГТД и транспортных документах одной из компаний - импортеров автозапчастей было указано 10 пар автомобильных фар. После выпуска товара в свободное обращение на складе грузополучателя выяснилось, что в упаковке оказались и 3 тормозные колодки,

По закону, компания, заявившая о недосыле или пересортице, должна быть привлечена к административной ответственности за недостоверное декларирование. Поэтому, чтобы избежать штрафных санкций, импортерам приходится уничтожать неучтенный при декларировании товар.

Для облегчения работы участников ВЭД со стороны ЭС предлагается порядок внесения изменений в ГТД после выпуска, предполагается, что компании получат возможность вносить сведения о полученных, но незадекларированных товарах без привлечения к административной ответственности.

Это нововведение таможенного законодательства позволит компаниям легализовывать товары, правильно отображать их в бухгалтерской отчетности, а государство получит дополнительные поступления в бюджет.

ФТС считает эту инициативу разумной, но настаивает на разрешительном порядке внесения изменений, объясняя свою позицию сложностью организации эффективного контроля сведений, которые вносятся в ГТД после выпуска. Внесения изменений и дополнений в ГТД допускаются по письменному заявлению декларанта в исключительных случаях, с разрешения таможенного органа в течение месяца со дня выпуска товаров в свободное обращение.

Участники ВЭД настаивают на заявительном принципе, причем предлагается законодательно закрепить возможность внесения изменений в ГТД после выпуска в течение трех месяцев. Вопрос остается открытым, и задача ЭС сводится к выработке компромиссного порядка, который устроил бы участников ВЭД и представителей ФТС.

Исключение из таможенного реестра

Следующая проблема, рассмотрением которой занят ЭС, касается внесения изменений в статьи 98, 113, 145 и 231 Таможенного кодекса Российской Федерации (об установлении критериев исключения из реестрои владельцев складов временного хранения, таможенных складов, таможенных перевозчиков и таможенных брокеров в случае совершения указанными лицами административных правонарушений в области таможенного дела).

Сегодня исключение из реестра происходит в случае неоднократного привлечения лица к ответственности за совершение административного правонарушения. Необходимо учитывать, что брокеры, таможенные перевозчики или СВХ совершают десятки тысяч операций в год и случайные ошибки неизбежны. Компании же рискуют быть исключенными из реестра и лишиться бизнеса, пополнив ряды нелегалов околотаможенной сферы.
 
Экспертный совет предлагает исключать из реестра не на основании ошибок или технических нарушений, в по фактам неисполнения санкций со стороны таможенной службы. Осталось найти компромисс с ФТС по данному вопросу.

Перенос таможенного оформления

Одна из главных проблем, над решением которой работают члены ЭС, - перенос таможенного оформления к границе.
Бизнес-сообщество обсуждает возможные последствия этой инициативы и стратегию поведения в новых условиях. В рамках ЭС создана рабочая группа по вопросу реализации Концепции переноса таможенного оформления на границу.

В качестве основных вопросов, рассмотренных рабочей группой, стали:
  • эффективность реализации Концепции;
  • возможность использования информационных таможенных технологий в пунктах пропуска;
  • готовность существующей инфраструктуры приграничных районов к внедрению Концепции в жизнь.

Константин Пискун, менеджер по связям с общественностью компании «Партнер Логистик»

Удаленность места таможенного оформления грузов от местонахождения его получателя увеличит сроки таможенного оформления

По итогам обсуждения экспертами Рабочей группы ЭС по вопросу реализации таможенной Концепции были приняты следующие решения:

  1. Предложено подготовить финансово-экономическое обоснование внедрения Концепции с калькуляцией ориентировочной стоимости строительства и обслуживания таможенно-логистических комплексов (ТЛК) пропускной способностью 500 грузовых транспортных средств в сутки.
  2. Целесообразно провести краткий анализ существующей инфраструктуры в приграничных районах на примере крупнейших регионов и осуществить оценку готовности к строительству на их территории таможенно-логистических комплексов.
  3. Отдельным экспертам поручено сформулировать перечень неурегулированных проблем в области законодательства и правоприменительной практики, решение которых напрямую связано с внедрением Концепции.
  4. Запланирована подготовка сравнительного анализа расходов и рисков в случае таможенного оформления товаров в пунктах пропуска (согласно Концепции) и в случае таможенного оформления в местах доставки товаров. Этот анализ, по мнению многих экспертов, позволит определить степень влияния Концепции на деятельность российских транспортных компаний.

Предложенные инициативы будут отданы на рассмотрение в Госдуму

В течение первых двух месяцев 2009 года экспертами Рабочей группы проведена объемная аналитическая работа по всесторонней оценке эффективности внедрения Концепции.

Меньше чем за год ЭС были определены конкретные проблемы и разработаны инициативы, реализованные в дополнительные статьи к ТК РФ и предложения по развитию таможенно-логистической инфраструктуры. По достижении соглашения между ЭС и ФТС предложенные инициативы будут отданы на рассмотрение в Госдуму.
 
Специалистами ЭС был подготовлен проект анализа инфраструктуры Северо-Западного федерального округа в целях строительства приграничных таможенно-логистических терминалов. В качестве основных факторов эксперты оценивали инженерно-техническую инфраструктуру, трудовые ресурсы и социально-бытовую инфраструктуру.

Была определена стоимость возведения жилья, обеспеченного социально-бытовой и инженерной инфраструктурой, для размещения привлеченных сотрудников для работы на таможенно-логистическом комп-лексе мощностью 32-35 тыс. автомобилей в месяц в размере 6-7 млрд руб.

Кроме того, произведена оценка расходов, связанных с международной перевозкой грузов, при таможенном оформлении в пункте пропуска. При расчетах использовался средний уровень ставок международных российских автоперевозчиков. Принимались во внимание затраты на простой транспортных средств на таможенно-логистических комплексах, стоимость хранения товаров и работ по выгрузке/погрузке товаров.

Эксперты оценили возможное увеличение сроков оформления товаров на площадках ТЛК

При прочих равных условиях стоимость перевозки груза с таможенным оформлением в месте доставки составила бы 108 тыс. руб., а при таможенном оформлении груза на ТЛК возросла бы максимум до 187 тыс. руб. Расчет делался с учетом того, что удаленность места таможенного оформления грузов от местонахождения его получателя (коптрактодержателя) увеличит сроки таможенного оформления (в т. ч. хранения) товаров на ТЛК, время доставки и расходы, связанные с международной перевозкой грузов.

Эксперты оценили возможное увеличение сроков оформления товаров на площадках таможенно-логистических комплексов

Основными факторами, способными влиять на этот процесс, предварительно названы:
  • количество транспортных средств, одновременно размещенных в зоне таможенного контроля;
  • профессионализм коллектива брокеров;
  • профессионализм должностных лиц таможенного органа;
  • современное программное обеспечение и соответствующее компьютерное оснащение.

Вильгельмина Шавшина, Советник, руководитель практики внешне-торгового регулирования, DLA Piper в Санкт-Петербурге, к.ю.н.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Таможня и ВЭД"
www.logistpro.ru
Поиск по сайтуЯndex