Ниша для рыночной зелени

28 Сентября 2009

Российский рынок контейнерных перевозок в своем развитии отстает от европейского. Однако появление новичков на нем почти невозможно. Молодым компаниям нужны инвестиции и новая правовая регламентация.

По мнению управляющего партнера юридической фирмы «РайтСол КСМ» Александра Кошкина, развитие бизнеса перевозочной компании (оператора) в сфере железнодорожных перевозок всегда осуществлялось на базе или при содействии крупного грузовладельца. Он выступал зачастую и инвестором, и в качестве основного клиента новой перевозочной компании. Прецедентов создания так называемых независимых компаний - единицы.

Можно констатировать, что успех молодой компании, начинающей работать в сфере контейнерных перевозок, напрямую зависит от того, кто и как сформирует стартовый клиентский портфель молодой структуры. Однако многие перевозочные компании в настоящее время оценивают контейнерный бизнес как самый перспективный и поэтому пытаются «застолбить» за собой место на рынке.

Объединение усилий нескольких молодых компаний может стать одним из инструментов, который поможет занять свое место на рынке контейнерных перевозок, увеличить конкурентоспособность новичков. Это поможет увеличить обратную загрузку контейнеров, сформировать отдельные кольцевые маршруты, расширить спектр услуг, оказываемых грузовладельцам, или увеличить количество крупных клиентов. Сообща их обслуживать легче. Так же как и защищать впоследствии свои интересы. Но при этом необходимо учитывать, что компании в альянсе тем не менее зачастую остаются конкурентами. Они могут иметь различные бизнес-стратегии.

Поэтому в данной ситуации уместно поставить вопрос о степени консолидации усилий компаний по развитию контейнерного бизнеса. Один вариант - это объединение двух компаний как этап в процессе последующего слияния или присоединения других компаний. Другой - решение тактических задач по выживанию на рынке.

Заместитель генерального директора ООО «Модуль» Лев Марков считает, что можно воспользоваться помощью банков. Правда, если компания неизвестна на рынке или просто еще мало себя зарекомендовала, то ей необходимо наличие собственности. Без нее банковская структура скорее всего не окажет доверия.

«В настоящее время легче получить кредитование, чем несколько лет назад. К тому же многие банки имеют свободные средства, которые они хотят выгодно вложить. Есть еще один способ получения финансирования: многие кредитные организации в качестве собственных подразделений создают транспортные или промышленные структуры. При этом контейнерный перевозчик может работать на паритетных началах с банковской структурой. Хотя в двух последних случаях возникает риск поглощения банком», - считает эксперт.

Риск поглощения существует почти всегда. Ведь не бывает же так, чтобы дали деньги и ничего при этом не потребовали взамен», - резюмировал Лев Марков.

По мнению коммерческого директора компании «Руссотра» Николая Стрельцова, «в контейнерном бизнесе работать можно только при наличии серьезной финансовой основы. У физических лиц таких денег просто не может быть. Ведь успех молодой компании и конкурентоспособность зависят от создателя компании и от его планов относительно того, какие инвестиции будут предоставлены компании».

«Можно, конечно, арендовать подвижной состав на одну перевозку, - рассуждает коммерческий директор «Руссотры», - доставить груз клиента, а затем получить от него деньги. То есть осуществить перевозку в кредит. Это один из способов привлечения клиентов. Но в такой ситуации стоит помнить о том, что всякий собственник подвижного состава требует предоплаты, а риск остаться без оплаты за оказанную услугу очень велик. Клиент, груз которого доставлен по назначению, может просто исчезнуть, не оплатив услугу».

Хотя рынок контейнерных перевозок, как внутренних, так и внешних, развит в России не на самом высоком уровне, считает собеседник deliver, занять нишу на рынке очень сложно. Начальный капитал потребуется в размере не менее $1 млн. Эти деньги потребуются для долгосрочной аренды подвижного состава, включая предоплату, которой всегда требует собственник. Приобретение собственного подвижного состава также потребует затрат на депо, склады, техническое обслуживание, ремонт.

Адвокат, старший юрист департамента инфраструктурных и транспортных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс» Довран Гарагозов уверен, что на рынке контейнерных перевозок новые участники могут появляться только одним путем - за счет выделения из бизнеса какой-либо большой перевозочной компании.

В этом бизнесе в настоящее время больше проблем, нежели перспектив, считает Довран Гарагозов. В настоящее время в России нет системы пропуска контейнеров без таможенного досмотра. Это является сдерживающим фактором для зарубежных инвестиций в российский контейнерный бизнес.

«Необходимо также учитывать, что в российском законодательстве пока отсутствуют четкая классификация всех участников перевозочного процесса и определения правовой регламентации каждого из них. Закон не определяет, кто является экспедитором, кто оператором. Необходимо обеспечивать правовую регламентацию отношений между участниками перевозочного процесса. В таком случае будет основа для развития новых транспортных компаний, в том числе и контейнерных перевозчиков», - отметил представитель «Вегас-Лекс».

Елена Леонтьева

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.deliverjournal.com
Поиск по сайтуЯndex