Пробуксовка на европейском шляхе

29 Сентября 2009

Географическое положение Украины, ее развитая транспортная сеть, наличие незамерзающих портов могли бы способствовать налаживанию движения через территорию республики мощных контейнерных транзитных потоков. Однако до сих пор удельный вес транзита высокотарифных, в частности контейнерных, грузов остается низким. Сказываются несовершенство системы их контроля на границе, высокая стоимость услуг, которые предоставляются таможенными брокерами, контрольными службами и транспортными терминалами, многочисленные бюрократические преграды при оформлении транзитных перевозок и низкая скорость доставки грузов.

Правила, покрытые мраком


Кроме того, сами украинские транспортники отмечают недостаток комплексного обслуживания транзитных грузов. В стране отсутствует система правовых актов, которые могли бы регулировать транзитные перевозки и их экспедиционное обслуживание. Генеральный директор Ассоциации международных экспедиторов Украины Юрий Приходько отметил, что на Украине, несмотря на наличие закона 1999 года «О транзите», постоянно возникают препятствия по соблюдению выполнения отдельных положений этих законов. Таможенный контроль транзитных контейнеров на Украине достиг уровня тотального. На официальные запросы о проценте досмотра транзитных контейнеров нельзя получить четкий ответ.

«Укрзализныця» лишена права таможенного перевозчика. В результате таких решений объемы перевозок транзитных подакцизных грузов сократились почти в 2 раза. «Для отправки контейнера, например, из Одесского порта необходимо, как показывает опыт, до 23 подписей, - рассказал Юрий Приходько. - Могу привести пример: на подготовку разрешения перегрузки товара из одного контейнера, находящегося в порту, в другой было потрачено полмесяца. Нормативные документы на транзитный груз у нас составляются так, что нелегко выяснить, нужна проверка груза на соответствие санитарным требованиям или нет. Пока этот вопрос будет решаться, контейнер никуда не поедет. Легальный путь решения проблемы известен узкому кругу лиц. Поэтому приходится, что называется, «договариваться». Мы несколько раз обращались в Министерство экологии, Министерство здравоохранения, Министерство по охране окружающей среды. Но до сих пор мы не можем получить перечень документов, в соответствии с которыми действуют их инспекторы на пунктах перехода. Четкой, прозрачной и понятной для всех системы государственного контроля до сих пор нет. Понятно, что это не способствует развитию контейнерного транзита».

Ведущий социолог киевской консалтинговой компании «Менеджмент Консалтинг Групп» Анатолий  Мельниченко заявил, что для развития транзитных перевозок через Украину принципиально важно восстановить функционирование уже имеющегося транспортного и транзитного законодательства. По его мнению, законодательство Украины в области транспортных перевозок имеет два главных недостатка. В нем четко не обозначен уровень ответственности сторон грузовых перевозок. Кроме того, законы просто игнорируются. Одним из последствий стало разрушение межотраслевого сотрудничества на транспорте. Это бьет по транзиту.

«Разлажено взаимодействие между государственным и частным секторами транспортной системы. Не гармонизирована работа различных видов транспорта. Наиболее остро стоит проблема стыков железнодорожного транспорта и морских портов. Это обусловлено, например, разной пропускной способностью двух инфраструктур. Отдельно надо сказать о взаимодействии с таможенными структурами. Сложности заключается в том, что у нас не гармонизировано транспортное и таможенное законодательство. У таможни в итоге задача - не пропустить, у железнодорожного транспорта - пропустить как можно быстрее. Поэтому на данный момент необходимо создавать межведомственные объединения по обеспечению транзита. При этом стоит взять все лучшие зарубежные наработки, но создать свою, приближенную к украинской действительности, программу», - подчеркнул эксперт.

Демпингом дефицит не лечат

 Заместитель генерального директора «Укрзализныци» Виктор Черный отметил, что, хотя за последние 5 лет объем транзитных перевозок по сети украинских магистралей был увеличен почти на 47%, проблемы и риски существуют до сих пор.

«Это изношенность железнодорожной припортовой инфраструктуры, низкое качество подвижного состава, его техническая отсталость. Износ парка составляет порядка 80%. Для того чтобы исправить ситуацию, мы согласно программе обновления подвижного состава украинских дорог до 2015 года планируем инвестировать в него около $30 млрд. Но мы столкнулись с другой проблемой - нехваткой мощностей наших заводов, например на Украине катастрофически не хватает литья. Второй аспект - дефицит пропускных мощностей», - подчеркнул Виктор Черный.

Анатолий Мельниченко согласился с мнением, что устаревший подвижной состав и общая степень износа основных фондов железных дорог Украины представляют значительную проблему для развития как транзитных, так и всех прочих видов перевозок.

«Наши железнодорожные станции отстают в развитии от портов. Примерная пропускная способность наших железнодорожных станций от возможностей портов отстает где-то на 12-32%», - отметил он.

Еще одним проблемным фактором Анатолий Мельниченко назвал высокую цену перевозок. При этом он отметил, что сами тарифы на Украине на грузовые перевозки по сравнению с Россией и другими странами СНГ меньше в 1,4-2,5 раза. А по сравнению со странами Запада - в 3-5 раз.

«При этом частный бизнес считает существующий уровень тарифов неоправданно высоким. С одной стороны, учитывая низкое качество технической и технологической составляющей транзита, Украина «держится на плаву» благодаря определенному демпингу. С другой стороны, цена украинского транзита отягощается различными дополнительными платежами», - подчеркнул он.

Андрей Мельниченко назвал еще одну проблему, которая серьезно влияет на транзитную привлекательность Украины, - отсутствие твердых гарантий сохранности грузов.

«Охрана железной дороги существует только номинально, хотя деньги за охрану железная дорога получает. Поэтому частные транспортно-экспедиторские компании занимаются сопровождением грузов, в том числе обеспечением охраной. Вот слова представителя одной коммерческой структуры: «Нефтепродукты сливаются и воруются в огромных объемах, автомобили, если мы не предоставляем свою частную охрану, доходят до потребителя со снятыми бензонасосами, с разбитыми стеклами, со снятыми фарами - все, что могут снять, снимают».

Топливный кризис поможет

Для решения проблемы дефицита пропускных мощностей, мешающего привлечению транзитных грузов, на Украине проводятся работы по дальнейшей электрификации сети железных дорог и увеличению пропускных мощностей на припортовых подходах. Отдельно решается вопрос по развитию подходов к глубоководным крымским портам, в частности Севастополю и Феодосии, где на текущий момент в летний период возникают серьезные проблемы из-за значительного количества пассажирских поездов.

«Электрификация ведется на участках Кременчуг - Вуртыка - Висловка, откуда открывается направление из России на украинские морские порты. Между нами и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) ведутся переговоры о выделении средств на электрификацию всех тепловозных участков на сети «Укрзализныци». С ЕБРР ведутся переговоры также о выделении им кредитов и на укладку вторых путей на участках Долинская - Николаев - Херсон - Джанкой, что позволит развязать подвод поездов к портам Херсон и Николаев и решит проблему второго двухпутного ввода в Крым», - подчеркнул представитель руководства «Укрзализныци». Он добавил, что у украинских железнодорожников есть договоренности с соседями, в первую очередь с ОАО «РЖД», за счет которых Украина получает примерно 79-80% объема транзитных грузов.

«Для того чтобы это сотрудничество и впредь динамично развивалось, «Укрзализныця» реконструирует пограничную станцию Купянск. Это одна из основных пограничных станций по приему поездов из России. Реконструкция позволит нам принимать беспрепятственно поезда повышенного веса, чего наша сеть пока сделать не может. На западных границах мы занимаемся реконструкцией пограничных станций, таких как Мостиская, Им, Чоп, Изов. Развивается и информатизация нашей магистрали. Мы уже имеем договоренности о передаче в электронном виде сообщений о поездах, вагонах и грузах с Россией, Белоруссией, Казахстаном, Польшей. Заканчиваем подготовку соглашения с Немецкими железными дорогами», - добавил он.

Руководитель центра логистики дочернего предприятия ОАО «РЖД», ЗАО «Отраслевой центр внедрения», Татьяна Кондрашенко отметила, что транзитные грузы из дальнего зарубежья могут прийти на сеть «Укрзализныци» в результате подорожания судового топлива, наносящего убытки морским линиям. Она добавила, что на данный момент транзит контейнерных грузов из Китая в Европу по территории Украины крайне мал. Основной транзит через украинские порты и погранпереходы составляет российский и, отчасти, казахстанский груз - нефтепродукты, руда, зерно, черные и цветные металлы. «Китайских грузоотправителей может заинтересовать перспектива доставки грузов в Южную Европу через Россию и Украину либо через наши черноморские паромные линии, если судовое топливо будет расти такими же темпами, как сейчас. Уже в настоящий момент контейнеровоз вместимостью 7-8 тыс. TEU тратит на топливо за рейс до $500 тыс. Плюс растут лоцманские сборы, плата за проход проливов, например проход через Аденский пролив уже стоит порядка $600 тыс. Эти цифры уже могут заставить многих китайских и южнокорейских грузоотправителей обратить свой взор на Транссиб как на ворота не только в Россию, но и в Европу», - подчеркнула Татьяна Кондрашенко.

Когда вмешивается политика

Юрий Приходько отметил, что на Украине упорно игнорируются те методы поэтапного решения проблем развития транзита, которые подсказывает международный опыт. Вдобавок к этому решение насущных задач развития транспортной отрасли, в том числе и транзита, подменяется реакцией на требования текущей внутренней политической конъюнктуры.

«Нам остро необходимы внедрение электронных таможенных и перевозочных документов, преодоление существующих препятствий в работе контролирующих служб, исключение почвы для появления и создания новых барьеров. Очень нужны обновление подвижного состава, устранение разницы в оплате тарифов между резидентом и нерезидентом. Пока же добиться этого не получается», - подчеркнул он.

Анатолий Мельниченко отметил, что спонтанность внешнеполитического курса Украины заставляет многих участников международных транзитных отношений искать обходные пути во избежание трудностей сотрудничества с Украиной. «В этом направлении активно работает, например, Россия. Нестабильные политические отношения с нашим восточным соседом привели к тому, что Россия сейчас создает запасной вариант продвижения своих грузов в Европу, минуя Украину», - подчеркнул он.

Татьяна Кондрашенко заявила, что главное условие полноценного развития транзитных перевозок через Украину - в корне поменять государственную политику по их организации, прежде всего контейнерных.

«До сих пор основой этой политики было стремление организовать новые маршруты именно в обход России. В качестве примера можно привести поезд «Викинг», курсирующий между Черным и Балтийским морями и рассчитанный на то, что на него пойдет загрузка из Белоруссии. В итоге он оказался без грузовой базы - впрочем, как и все остальные подобные проекты. Какой смысл доставить из Китая контейнер в Ильичевск и везти его в Европу? Европа и так вся в контейнерных линиях, и создавать новые, с сомнительной рентабельностью, лишь для того, чтобы в очередной раз польстить руководству Украины, там никто не собирается. И потом, на Украине почему-то не учитывают, что создание новых коридоров всегда связанно с конференциальными и межгосударственными соглашениями, в которых принимают участие железнодорожные и транспортные администрации, морские линии. И там всегда следует четко прописывать экономику проекта. Поэтому сейчас Украине нужно более прагматично относиться к возможностям развития своего транзитного потенциала, если она хочет, чтобы через нее шли не только российские нефть и уголь, но и контейнеры с китайскими товарами», - отметила Татьяна Кондрашенко.

Леонид Григорьев

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.deliverjournal.com
Поиск по сайтуЯndex