Контейнер на пути к «сухому» порту

25 Октября 2009

Развитие транспортной логистики требует переноса деятельности по обработке грузов из морских портов на тыловые терминалы. Но при этом необходимо решить вопрос об упрощении процедуры перемещения грузов из морского порта в «сухой».

Эффективное использование морского транспорта и превращение его в высокодоходную отрасль, отвечающую всем мировым стандартам, напрямую связано с развитием наиболее технологичного и прогрессивного направления - контейнерными перевозками.

В планах Минтранса увеличение объема контейнерных перевозок грузов к 2012 году до 7 млн TEUs, из них 5 млн TEUs через морские порты. Однако темпы прироста на уровне 30% в год остаются недостижимыми. В 2007 г. увеличение объемов произошло всего лишь на 11 %. За первую половину 2008 г. - на 15%. Затем свою негативную лепту внес кризис. В результате в 2008 году даже в порту Петербурга, где был продемонстрирован максимальный прирост контейнерных грузов, он составил лишь 9%.

В январе 2009 года, по данным Ассоциации морских торговых портов, объем перевалки контейнеров в российских портах снизился на 42,1%, до 0,8 млн тонн. В связи со сложившейся ситуацией правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ решило даже оставить без изменения уровень тарифа на контейнерные перевозки в 2009 году.

Однако и помимо кризиса есть факторы, тормозящие развитие контейнеризации грузопотока. Один из них - слабая логистика. Как утверждают некоторые аналитики, кризис - хорошее время для того, чтобы серьезно поработать над этим вопросом.

ПОРТ - ЭТО НЕ СКЛАД

По мнению члена совета директоров логистической компании «Мобиле-логистика» Никиты БОЛОНДИНСКОГО, морской порт должен принимать грузы, а не заниматься их обработкой.

- На данный момент в морском порту сосредоточены все функции, все уровни обработки: там происходит прием контейнерных грузов, фитосанитарный, ветеринарный и прочие виды контроля, досмотр грузов, взвешивание, таможенная очистка.

Строительство автодорог на подступах к порту само по себе не спасет порт от превращения его в склад. Необходимо создавать тыловые терминалы (или «сухие порты»), куда мы сможем перенести обработку грузов, хранение, погрузку их на различные виды транспорта. Здесь должны находиться склады временного хранения и проходить таможенная очистка.

Обработка грузов в морском порту происходит крайне медленно. Из-за этого судоходные компании, которые простаивают в очередях на выгрузку, несут убытки. А значит, несут убытки и грузополучатели и грузоотправители.

Перенос деятельности по обработке грузов на тыловые терминалы позволит уменьшить огромные очереди на въезде в порт, улучшит транспортную инфраструктуру города. А также снизит издержки участников транспортного процесса.

В Петербурге уже работают такие терминалы, как «Восход», «Интертерминал», «Предпортовый». В настоящее время в регионе на разных стадиях реализации находятся сразу несколько проектов тыловых терминалов. Например, в Шушарах («Национальная контейнерная компания»), в пос. Янино (Multi-Link Terminals и «Н-Транс»], в Кронштадте терминал «Корунд» и другие. Но развитие тыловых терминалов должно идти синхронно с развитием морского порта, с ростом грузооборота. А сами тыловые терминалы должны базироваться за пределами КАД.

В порту должны остаться лишь склады для хранения грузов, которые необходимы именно здесь. Иначе порт превратится в склад.

ВАРИАНТЫ УПРОЩЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ

- Одна из серьезных проблем, с которыми сегодня сталкивается бизнес-сообщество, это перемещение грузов между различными таможнями. Так, груз, прибывающий в порт Санкт-Петербурга, оказывается на территории Балтийской таможни. При перемещении его в любой сухой порт груз будет попадать в зону деятельности Санкт-Петербургской таможни.

Сегодня существует два способа перемещения грузов по процедуре ВТТ(внутреннего таможенного транзита): либо таможенный перевозчик, либо таможенное сопровождение.

Услуги таможенных перевозчиков достаточно дорогие. А процедура ВТТ сама по себе является очень сложной. Потому что у груза, прибывающего в порт, есть всего два документа: грузовой манифест и коносамент, которых недостаточно для таможенного оформления.

Главная задача участников транспортного процесса - обеспечить своевременную доставку и целостность грузов.

Для этого надо упростить существующую процедуру перемещения грузов.

Бизнес-сообществом разработано несколько вариантов упрощенной процедуры.

Первая - для тыловых терминалов, находящихся довольно далеко от пунктов пропуска. Предлагается ввести на законодательном уровне фиксированную ставку обеспечения таможенных платежей. В этом случае ответственность за доставку контейнеров в сухой порт будет нести непосредственно сухой порт и находящийся на нем СВХ (путем гарантии склада или банковских гарантий перед федеральными таможенными органами).

Второй вариант разработан для тыловых терминалов, находящихся в непосредственной близости от пунктов пропуска через границу РФ, в регионе деятельности одного таможенного поста. Таможенное сопровождение является процедурой дорогостоящей и составляет 2000 рублей за один контейнер. Это в условиях кризиса ощутимо может сказаться на конечной стоимости доставки. В этом случае возможно ввести не таможенное сопровождение, а таможенное наблюдение.

Уже сейчас на автомобильных пунктах пропуска действует приказ №1467, по которому таможенное сопровождение было дополнено таможенным наблюдением. На морских пунктах пропуска действует приказ № 1132, по которому действует только таможенное сопровождение. Если до терминала всего несколько сот метров, применять сложную процедуру ВТТ нет необходимости, законодателю можно ввести таможенное наблюдение посредством высоких технологий.

ПОМОЧЬ АВТОТРАНСПОРТУ

- Так как почти все бремя вывоза контейнеров из порта ложится на автотранспорт, государственным органам, прежде всего региональным, необходимо предусмотреть целевую программу по развитию автотранспортных предприятий.

В первую очередь она должна быть направлена на создание профессионально-технической базы. Сегодня на рынке Северо-Запада работают в основном небольшие компании, имеющие 10-15 машин, как правило, уже переживших срок эксплуатации. Чтобы стимулировать создание крупных автотранспортных предприятий в регионе необходимо выделить этим предприятиям земельные участки (порядка 5,5 га). В том числе для создания на них сервисных центров.

ЕСТЬ НАДЕЖДА

Принятию мудрых решений кризис не помеха. 23 декабря ФТС России принято решение об отнесении сухого терминала в Шушарах (НКК) к региону деятельности Балтийской таможни. Таким образом, впервые морской и тыловой терминалы компании окажутся в сфере ответственности одного таможенного органа. Это позволит осуществлять транспортировку контейнеров, оформляя документы по упрощенной схеме.

Также Балтийской таможней разработана инструкция для должностных лиц таможни по действиям, связанным с перемещением грузов на терминалы, попадающие в регион деятельности таможенного поста.

Подготовила Наталья Соколова


К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
mbsz.ru
Поиск по сайтуЯndex