Как российским компаниям извлечь выгоду из китайской экономики

29 Октября 2009

Сегодня в Китае размещают заказы на производство своей продукции как лидеры рынка, например, Wall-Mart, Nike, Apple, так и небольшие компании с уровнем заказа в несколько сотен или тысяч долларов. Наиболее загружены производства в дельте реки Жемчужной, в прилегающей к Гонконгу провинции Гуандун. Здесь создана серьезная материально-техническая база, выстроена организационно-административная инфраструктура.

Плюсы переноса производства в Китай

  1. Дешевая рабочая сила. Дешевая не значит низкоквалифицированная. Сегодня китайские рабочие умеют обращаться с современными станками и оборудованием.
  2. Серьезная конкуренция между подрядчиками. В Китае огромное количество производственных компаний, желающих получить внешние заказы и загрузить свои мощности. Такая жесткая конкурентная среда позволяет заказчику лавировать и выбирать наиболее выгодные для себя предложения.
  3. Широчайшая номенклатура товарных позиций. Китай производит не только простые товары, но и гораздо более высокотехнологичную продукцию, стараясь охватить практически всю производственную номенклатуру: от карандашей и нижнего белья до телевизоров и автозапчастей. Чтобы разместить в Китае заказ на производство, скажем, сухого козьего молока, сотрудникам Вашей компании придется потратить некоторое время на поиск партнера. Но можете не сомневаться, что они такого партнера найдут.
  4. Развитая логистика. Коммуникации с Китаем хорошо продуманы, проработаны. Доставка практически любой продукции в любых объемах из Китая — не проблема. Серьезный перевозчик всегда предложит заказчику несколько схем транспортировки и таможенной очистки товаров из Китая.


Говорит Генеральный Директор

Александр Мироненко | Генеральный Директор ОАО «Валентин Юдашкин Групп», Москва

К положительным моментам контрактного производства в Китае можно отнести следующее:

1.   Отсутствие проблем с загрузкой собственных производственных мощностей и организацией процесса производства. У Вас действительно не будет с этим проблем, но лишь в том случае, если Ваши менеджеры своевременно разместят заказ. Сегодня у китайских производителей очень плотные графики производства, все расписано, иногда и на год вперед.

2.   Отсутствие проблем с поставкой сырья и комплектующих. Это очень существенное преимущество для текстильных компаний: в Китае Ваши дизайнеры смогут выбрать любую ткань и фурнитуру. Например,наша коллекция состоит из комбинированных тканей разных цветов с широким ассортиментом фурнитуры. Все фабрики специализируются на разных тканях (шелк, трикотаж и т. п.). В России, чтобы что-то скомбинировать, придется обойти несколько фабрик, на что уйдет очень много времени. Наши дизайнеры и художники имеют дело только с одним контрагентом в Гонконге, который и налаживает весь процесс. Это выгодно отличает китайские предприятия от российских.




Минусы работы с Китаем

Безусловно, в подобных схемах есть минусы. Генеральному Директору, решившему перенести часть производства в Китай, необходимо проанализировать их заранее.

Самый очевидный и существенный недостаток — значительное количество этапов, предшествующих моменту, когда искомый продукт окажется на складе. Производство — доставка — таможня — каждое из этих звеньев может оказаться «слабым» по тем или иным причинам.

К другим минусам можно отнести:

  1. Время. Доставка товара из Китая займет от недели до нескольких месяцев, и это следует учитывать при планировании бизнес-процессов.
  2. Сложности с общением. До сих пор далеко не все китайские компании, даже среднего уровня, обладают специалистами, способными вести переговоры на английском языке.
  3. Вопрос доверия к выбранному партнеру. Когда производство находится в тысячах километрах от Вашей компании, не всегда очевиден механизм контроля качества, отгрузки, доставки и т. п.


Рассказывает практик

Дмитрий Брилль | Победитель конкурса «Менеджер года-2004» правительства Москвы в номинации «Промышленность», Санкт-Петербург

Дмитрий Брилль с июня 2005-го по июнь 2006 года работал коммерческим директором и был членом совета директоров ГК «Евразмет»; член Ассоциации независимых директоров. С июля 2004 по июнь 2005-го — директор филиала ЗАО «Челябинский трубопрокатный завод — Комплексные трубные системы». Г-н Брилль- победитель конкурса «Менеджер года-2004» правительства Москвы в номинации «Промышленность», лауреат российского конкурса «Менеджер года-2004».

Не надо сравнивать поставку продукции от контрактных производителей с импортом из Китая готовых изделий. Даже если речь идет о продукции машиностроения и металлургии. Готовые изделия в основном выполнены по международным или российским (советским) стандартам. Здесь все сложности в прошлом, и производители просто получают необходимые комплектующие (задвижки, клапаны, краны и т. д.). Все они с определенной долей допуска соответствуют нашим требованиям, имеют сертификаты, разрешения и производятся именно для поставок в Россию.

Другое дело, если мы рассматриваем процесс изготовления полуфабрикатов, аналогов производства которых в России нет. Велика вероятность, что сложности с достижением поставленных Вами целей превысят выгоду от переноса производства в Китай.

 

Даже компании с оборотами в миллионы долларов США не застрахованы от производственных рисков и неблагонадежных партнеров. Контрактное производство в Китае — сложный процесс, но, если механизмы выбора контрагентов и контроля качества отлажены, игра стоит свеч.



Компании, оказывающие услуги по организации контрактного производства


Название компании

Перечень услуг

Chinacom

Практическая помощь российским структурам, заинтересованным в получении информации о рынках Китая и установлении отношений с китайскими партнерами

Optim Consult

Полный комплекс услуг по Китаю, инспекторские услуги, поиск производителей и деловых партнеров

Solo Consulting

Консалтинговые услуги для b2b-проектов, ориентированных на развитие бизнеса в Китае. Основные направления — размещение производства в Китае, продвижение продукции и проведение маркетинговых исследований в Китае

Uceda-China

Поиск и доставка товаров по образцам или техническому описанию продукта; подготовка, заключение и сопровождение контрактов; поиск партнеров; представление интересов компаний и частных предпринимателей; организация переговоров и деловых визитов

 


Благодарим редакцию журнала «Генеральный Директор» за предоставленную статью.
Оформить подписку на специальных условиях Вы можете здесь, или просто позвонив по телефону (495) 727-00-10.




К списку разделов
Другие статьи из раздела "Дистрибуция и торговля"
www.gd.ru
Поиск по сайтуЯndex