Организация эффективного процесса таможенного оформления автокомплектов и автозапчастей

10 Ноября 2009

Как показывает практика, России удалось стать достаточно привлекательной страной для размещения современных автопроизводств. Улучшение инвестиционного климата, рост благосостояния населения, доступность потребительских кредитов в сочетании с низкой конкурентоспособностью отечественного автопрома стимулируют рост спроса на качественные автомобили иностранного производства. Правительство РФ в лице Минэкономразвития России стремится стимулировать развитие современных автосборочных производств на территории России, ограничивая импорт высокими пошлинами и предоставлением льгот, в частности по уплате таможенных платежей, для тех компаний, которые готовы развернуть собственное производство в отечественных условиях.

За последнее время на территории России налажено производство широкого спектра иномарок, от автомобилей малолитражек до внедорожников. Корейские Kia Spectra и Kia Rio выпускаются на заводе ОАО «ИжАвто», на производственных мощностях ОАО «Автофрамос» осуществляется сборка автомобилей Reno Logan, ЗАО «Автотор» собирает автомобили корейских (Kia), немецких (BMW), американских (GM) автоконцернов и амбициозных китайских автопроизводителей (Great Wall, Chery). Kia, Ssang Yong Rexton и Kryon производятся на ОАО "Завод малолитражных автомобилей", ежегодно наращивает производство ЗАО "Форд Мотор Компани".

О планах размещения производства в России заявили японские концерны Nissan, Mitsubishi, GM. Ведётся строительство завода Volkswagen под Калугой и Toyota под Санкт-Петербургом.

Важным элементом при размещении иностранных автопроизводств является вопрос логистики,  выстраивания  эффективных  цепей поставок комплектующих. Автоконцерны, работающие в России, по мере  достижения определённого уровня продаж, стремятся перейти на централизованную поставку запчастей и автокомплектов для собственных производств и сервисных центров без участия дилеров. Такой подход позволяет внедрить систему контроля над рынком напрямую, избегая посредников, снизить стоимость автокомплектов и автозапчастей в условиях конкурентной борьбы за конечного потребителя.

Одна из серьёзных проблем, с которыми сталкиваются компании при переходе на поставки автозапчастей и автокомплектов напрямую, через собственные дочерние компании, является организация системы эффективного таможенного оформления (в рамках действующего законодательства). В России пока ещё не получили должного развития эффективные технологии по организации быстрого процесса таможенного оформления без нарушения норм закона, существуют сложности с предварительной проработкой документов для таможенной очистки и скоростным оформлением многоартикульных поставок, что связано с недостатком информации о товаре в коммерческих и товаросопроводительных документах (весовых, технических характеристик, информации о необходимости сертификации и т. п.), длительностью процесса проработки многоартикульных инвойсов и формирования ГТД.

На основе анализа проблем, связанных с организацией эффективной системы таможенного оформления автозапчастей и автокомплектов, экспертами компании «Партнер Логистик» разработана технология, направленная на оптимизацию и ускорение ввоза и процесса таможенного оформления, включающая предварительную проработку документов, необходимых для таможенного оформления и информирование таможенных органов о товарных поставках (в рамках действующего законодательства РФ).

Данная технология состоит из пяти этапов:
  • предварительный  сбор  информации о планируемых товарных поставках. Сбор всей необходимой информации о товаре и внесение этой информации в базу данных.
  • создание  системы   предотгрузочных инспекций. Наделение инспекций функциями контроля правильности заполнения коммерческих и товаросопроводительных документов, проведения контрольных мероприятий при отгрузке товара в РФ и предварительного наполнения базы о товарных поставках.
  • сертификация. Мониторинг необходимости получения разрешительных документов.
  • подготовка   многоартикульных ГТД. На основании полученной информации формируются многоартикульные ГТД.
  • предварительное информирование таможенного органа. На основании подготовленного таможенным поверенным пакета документов, содержащего всю информацию о товаре и Акта проверки предотгрузочной инспекции производится досрочное информирование таможенного органа о предстоящей товарной поставке, что способствует снижению числа досмотровых мероприятий.

В графическом виде процесс взаимодействия можно представить в виде схемы (см. Схема 1).

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0000hxad

В рамках практического внедрения представленной технологии решаются следующие задачи:
  • сбор необходимой информации относительно ожидаемых товарных поставок в максимально короткие сроки.
  • исключение ситуаций  отсутствия каких-либо документов в отношении товарных партий.
  • проверка фактического соответствия товаров коммерческим и товаросопроводительным документам и правильности их заполнения.
  • проведение контрольных мероприятий при отгрузке и отправке товарных партий с целью предотвращения случаев несанкционированных дополнительных вложений.
  • интеграция с системой электронного декларирования.
  • предварительное информирование таможенного органа о товарных поставках.

Как показала практика, представленная технология носит универсальный характер и может использоваться на других логистических маршрутах, в частности Азия - Россия, а также для оформления многоартикульных поставок товаров вне зависимости от их номенклатуры.

Практика

Организация предотгрузочной инспекции Финляндия, 2006 - 2007 гг.

В конце 2006 г. на одном из консолидационных складов в Финляндии организованна работа предотгрузочной инспекции поставок многоартикульной партии товаров для крупной иностранной компании, работающей в России силами экспертов компании «Партнер Логистик».

Инспекция состояла из двух этапов, в процессе которых происходила проверка правильности оформления документов и снятие технических данных, необходимых для декларирования таможенным органам в России.

Предотгрузочная инспекция

Осмотр партии товаров, размещенной на консолидационном складе и проверка фактического соответствия товаров коммерческим и товаросопроводительным документам (инвойсам, спецификациям, упаковочным листам).

Обработка каждого наименования товара: фотографирование, взвешивание, снятие технических данных, проверка комплектности товара на наличие опциональных вложений, проверка маркировки и наличия инструкций на русском языке.
 
Преимущества внедрения технологии предварительного информирования:
  • Консолидация всей информации о планируемых товарных поставках до пересечения границы РФ.
  • Исключение случаев несанкционированных вложений в товарных поставках.
  • Сокращение числа досмотровых операций.
  • Снижение вероятности недостоверного декларирования.
  • Ускорение и оптимизация процесса таможенного оформления.

Технология предварительного информирования о товарных поставках универсальна и обладает высоким потенциалом. Помимо автопроизводителей, заинтересованных в эффективном таможенном оформлении автозапчастей и автокомплектов, технология может рассматриваться как фактор повышения конкурентоспособности контейнерных перевозок на ж/д транспорте.


Константин Пискун, менеджер по рекламе и PR ООО «Партнер Логистик»

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Таможня и ВЭД"
www.customs-review.ru
Поиск по сайтуЯndex