Строили-строили и наконец построили

15 Ноября 2009

Стекольная промышленность России на протяжении последнего десятилетия остается одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Рост наблюдается как на внутреннем рынке, так и во внешней торговле. Причинами продолжающегося роста производства стеклотары являются ее относительная дешевизна, экологичность и герметичность. Кроме того, многие покупатели по-прежнему предпочитают напитки, упакованные в стеклянную тару.
Российский рынок напитков долгие годы испытывал дефицит в стеклобутылках, который покрывался, в первую очередь, за счет растущего импорта и оборотной тары.
Радужными перспективами, которые открывал отечественный рынок стеклотары, не замедлили воспользоваться крупные иностранные инвесторы и компании из других секторов российской экономики. В 2000-х годах был запущен ряд новых крупных стекольных производств, модернизированы многие существующие предприятия, увеличен коэффициент загрузки действующих мощностей.
ПРОИЗВОДСТВО
По состоянию на 2007 год, средний годовой прирост рынка стеклобутылок за период 2004–2007 годов составил 13%. В сравнении с данными 2004 года производство стеклобутылок в России выросло более чем на треть.
Основной объем производства стеклобутылок – 48% – приходится на Центральный федеральный округ. Из них почти половина выпускается во Владимирской области. Доля других регионов не столь значительна (рис. 1).

1


Если проанализировать в динамике структуру производства стеклянных бутылок по предприятиям, то можно отметить, что за рассматриваемый период – 2004–2007 годы – рост производства был неравномерен. Так, например, производство стеклобутылок в Сергиевом Посаде в 2007 году увеличилось более чем в 2,6 раза по сравнению с 2006-м.
В то же время на Воронежском стекольном заводе выпуск стеклобутылок оставался стабильным.
При этом каждый пятый из всех производителей в 2007 году снизил объемы выпускаемой продукции, в среднем, на 10%. Сокращение производства наблюдалось в основном на небольших предприятиях, выпускающих до 100 млн штук бутылок в год.
ПОТРЕБЛЕНИЕ

Основными потребителями стеклянных бутылок являются производители пива, ликероводочной продукции, вин, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, а также некоторых пищевых продуктов. Повышение спроса на стеклобутылки стимулируется ростом производства пива, вина и прочих напитков, что, в свою очередь, обусловлено ростом доходов населения. Кроме того, дополнительный спрос на пищевую стеклотару формируется в результате увеличения доли стеклянной упаковки и снижения использования оборотной тары.
Постоянно растет спрос на эксклюзивные, в том числе сувенирные, бутылки. Производители стараются реагировать на требования рынка и пытаются наладить производство этой продукции. Сегодня все больше потребителей стеклотары перестают заказывать сувенирные бутылки за границей (в Австрии, Германии, Италии, Чехии и т. д.) и переключаются на более дешевую и в то же время качественную отечественную продукцию.
Крупные потребители тары налаживают собственное производство бутылок, стремясь достичь экономической независимости на рынке и при этом сэкономить немалые суммы. В то же время у многих средних и мелких потребителей тары, особенно в регионах, часто нет оборотных средств для заказа собственных сувенирных бутылок, и поэтому они проигрывают в усиливающейся конкурентной борьбе. Связано это в первую очередь с высокой ценой разработки проекта и выпуска эксклюзивной тары. Заводы берутся за такую работу обычно при заказе не менее 1 млн штук, хотя в межсезонье принимаются заказы и от 100 тысяч. В последние годы наблюдается значительный рост потребления стеклобутылок. Темпы роста каждый год разные, они зависят в основном от ввода новых мощностей. Так, в 2005 году потребление увеличилось на 18%, в 2006-м – на 5%, в 2007-м – на 13%.
В 2007 году в России продолжился рост производства пива, слабоалкогольных коктейлей, винно-водочных изделий и тонизирующих напитков. Наиболее значительный рост – 23% – пришелся на 2004 год, далее рост производства был уже не столь крупным, но значимым.
По итогам 2007 года, около 97% общего объема потребления стеклобутылок в России приходилось на бутылки для пива, ликероводочных изделий, шампанского/вин и безалкогольных напитков.
ИМПОРТ

В свою очередь, объемы импорта стеклотары в последнее время неуклонно снижаются, что связано, прежде всего, с увеличением отечественного производства. Уже сегодня, после ввода новых мощностей по производству стеклотары, российские производители в состоянии практически на 100% обеспечить рынок стеклянными бутылками. Кроме того, импортные бутылки, как правило, дороже российских, и их использование снижает прибыль компаний. Стоимость отечественной бутылки на 20–30% ниже стоимости импортной, что связано с меньшими логистическими и таможенными издержками. В настоящее время доля импортных бутылок в общем объеме рынка составляет менее 5%. Импорт, в основном, обеспечивает спрос на высококачественную пищевую стеклотару. При этом в продуктовой структуре импорта доминирующее положение занимают бутылки, основными потребителями которых являются производители алкогольных напитков и пива. В частности, за счет импорта удовлетворяется потребность российских потребителей в эксклюзивных бутылках. Кроме того, стабильным спросом на российском рынке пользуются импортные бутылки из цветного стекла.
В 2006 году впервые объем импорта стал меньше объема экспорта. Перевес в сторону экспортной продукции составил 4%. В 2007 году объем экспорта уже на 17% превысил объем импорта.
В 2007 году в Россию было ввезено на 34% стеклобутылок меньше, чем в предыдущем году. Это самое значительное падение импорта за последнее десятилетие. Такой спад объясняется несколькими причинами: увеличиваются объемы производства, привлекаются новые инвестиции для реализации новых проектов по производству стеклобутылки, улучшается качество бутылок российского производства, что важно для многих потребителей.<>br В 2007 году стеклобутылки поставлялись в Россию более чем из 20 стран. Безусловно, основные поставки – 43% от общего объема импорта – приходились на страны СНГ. Также значительные объемы стеклобутылок были импортированы из Польши – 15,5% и Великобритании – 11,9% (рис. 2).

1


ЭКСПОРТ

Как уже было сказано, в России в последние годы наблюдалась тенденция наращивания объема экспорта стеклобутылок. Данный рост объясняется, прежде всего, наращиванием объемов продаж продукции компаний.
Однако в 2007 году объемы экспорта стеклобутылок снизились. В сравнении с показателями 2006-го снижение составило 24%. И, хотя в разрезе данных общего объема рынка, этот показатель не столь существенен – в абсолютном выражении объемы снижения экспортных поставок составляют около 1% от уровня объема рынка в этом периоде, перелом тенденции повышения экспортных поставок налицо.
В первую очередь это снижение объясняется повышением объемов отечественного потребления стеклобутылок.
По оценкам Abercade, рост экспорта будет продолжаться. Такой прогноз позволяет сделать предполагаемый в ближайшие годы в России ввод мощностей по производству стеклобутылок.
Структура российского экспорта стеклотары по направлениям поставок характеризуется традиционной ориентацией на страны СНГ. Основные объемы экспорта приходятся на Казахстан и Азербайджан – около 80% всего экспорта. Из них в Казахстан отправляется 60% всех экспортируемых стеклобутылок. Существенную долю – 14% - занимает в структуре экспорта Украина (рис. 3).

1


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА

В настоящее время часть потребности предприятий пищевой промышленности в стеклотаре обеспечивается вторичной и импортной продукцией. Это связано с тем, что на рынке существует дефицит стеклотары отечественного производства, и к тому же она не всегда соответствует мировым стандартам качества. В связи с этим отечественная промышленность пошла по пути не только количественного, но и качественного совершенствования. С приобретением нового оборудования европейского уровня решаются данные проблемы, а также появляются и новые возможности, позволяющие выпускать эксклюзивную тару.
По словам президента Стекольного союза России, Виктора Осипова, в 2010 году, когда производство стеклотары в России вырастет до 14-15 млрд штук против 10,2 млрд в 2006-м, российские заводы смогут покрыть потребности внутреннего рынка, а отрасль станет экспортно-ориентированной. В страны бывшего СССР и сейчас экспортируется 15% российской стеклотары, но не потому, что это выгоднее, а чтобы удержаться на этих рынках, где отечественные производители исторически присутствовали.
По мнению руководителя дирекции новых проектов ОАО «Русь-стекло» Гайоза Гогуа, спрос значительно превышает предложение. Острая конкуренция будет наблюдаться в России года через три.
Привлекательность стеклотарного производства подтверждает большое количество проектов по созданию новых мощностей. «Вполне уместно говорить о стекольном буме в России», – считает президент Стеклосоюза.
На современном рынке стеклянной тары упор все чаще делается на ее оригинальность, хотя качество и цена, естественно, тоже имеют значение. После насыщения рынка стеклотарой, которое, судя по темпам развития отрасли, произойдет уже скоро, удержаться и стабильно развиваться на нем сможет тот, кто будет предлагать своим взыскательным клиентам более выгодные условия: различные варианты дизайна, более «продвинутую» упаковку, лучшую логистику.

Материал предоставлен исследовательской компанией Abercade
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Тара и упаковка"
www.foodmarket.spb.ru
Поиск по сайтуЯndex