Я другой такой страны не знаю...

17 Ноября 2009


В 2007 году российское производство картона и целлюлозы стабилизировалось: за год производство картона выросло на 1,3% относительно прошлого года, выпуск тарного картона, включая бумагу для гофрирования, увеличился на 1,8%.


Производство тарного картона сосредоточено в трех федеральных округах: Северо-Западном, Приволжском и Сибирском. Суммарно на эти округа в 2007 году приходилось около 90% общего объема выпускаемого в России тарного картона (рис. 1).


1


В рассматриваемый период времени наибольший рост производства в натуральном выражении был отмечен в Приволжском округе – там оно выросло почти на 83 тысячи тонн, или на 15,8%. В Сибирском округе рост составил 3,6 тысячи тонн, или 0,8%. А вот в Южном округе объемы производства сократились – на 25,1%; при этом особенно существенный спад производства пришелся на Краснодарский край – около 30 тысяч тонн, или 95,4%.


В рамках каждого федерального округа отмечается достаточно высокая концентрация производства в отдельных регионах (рис. 2). Так, в Центральном ФО на долю Калужской области в 2007 году приходилось около половины произведенного в этом округе тарного картона. Доли других областей составили: Московской – 19,5%, Тверской – 16,2% и Брянской – 11,2%.


2


В Северо-Западном федеральном округе 82,9% объема производства было сосредоточено в двух регионах: Архангельской области – 66,5% и Республике Коми – 16,4%.


В Приволжском федеральном округе 31,4% объема производства тарного картона, включая бумагу для гофрирования, приходилось на Пермский край, 29,8% – на Татарию, 18,9% – на Республику Марий Эл.


В Южном федеральном округе на долю Республики Адыгеи пришлось почти 80% общего объема производства тарного картона, на долю Ростовской области – соответственно около 20%.


В Сибирском федеральном округе немногим менее половины объемов производства приходилось на Иркутскую область. Второе место занял Красноярский край с показателем 22,2%, третье место за Республикой Бурятией – 20,3%.


В Уральском и Дальневосточном федеральных округах в 2007 году тарный картон не производился.


На основании отчетности Росстата, в региональной структуре общероссийского производства тарного картона, включая бумагу для гофрирования, в 2007 году можно выделить 7 крупнейших регионов с объемами производства, превышающими 100 тысяч тонн продукции. Совокупная доля данных регионов составила в 2007 году около 70% в общем объеме произведенной продукции.


Что касается производителей, то в 2007 году более 60% тарного картона, включая бумагу для гофрирования, было произведено 7 предприятиями (рис. 3): ОАО «Архангельский ЦБК» (г. Новодвинск Архангельской области), филиал ОАО «Группа «Илим» (Санкт-Петербург) в г. Коряжме (Архангельская область, бывший «Котласский ЦБК»), ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» («МБП СЛПК», г. Сыктывкар), ООО «Пермский картон» (входит в ГК «ПЦБК», г. Пермь), ЗАОр «НП «Набережночелнинский КБК» (г. Набережные Челны, Татария), филиал группы «Илим» в г. Братске (Иркутская область) и ООО «Енисейский ЦБК» (г. Красноярск, входит в ООО «Лесопромышленная компания «Континенталь Менеджмент», Москва).*


3


ЭКСПОРТ


В 2007 году объемы экспорта бумаги для гофрирования и картона для плоских слоев гофрокартона по сравнению с аналогичными показателями 2006-го уменьшились на 34,2% в натуральном и на 29,8% – в денежном выражениях. В структуре экспорта в 2007 году на картон для плоских слоев приходилось около 95%.


Экспорт бумаги для гофрирования (флютинга)


Порядка 45,5% флютинга, экспортированного Россией в 2007 году, было произведено «Енисейским ЦБК». Второе место по объемам экспортных поставок в натуральном выражении занял филиал группы «Илим» в г. Коряжме с показателем 31,4%. Третье место за ООО «Неманский ЦБК» (г. Неман Калининградской области, входит в ЗАО «Северо-Западная лесопромышленная компания», Санкт-Петербург) – на его долю приходилось 6% в объеме экспорта флютинга (рис. 4).


4


Экспорт бумаги для гофрирования осуществляется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Среди них наиболее крупным партнером является Казахстан, на его долю приходится 42,8% всего экспорта флютинга в натуральном выражении за 2007 год. На втором месте по объемам поставок идет Азербайджан – 18,8%. Меньше экспортируется в Италию, Киргизию и Украину – 9,7%, 9% и 6,4% соответственно. Объемы экспорта в каждую из других стран не превышает 3% о общего экспорта.


Экспорт картона для плоских слоев гофрокартона (лайнера)


Россия экспортирует следующие типы лайнера:
- небеленый крафт-лайнер;
- крафт-лайнер с одним наружным белым слоем (содержание хвойной небеленой целлюлозы составляет 68–79,4%);
- топ-лайнер марки Komiwhite: картон для плоских слоев гофрокартона с беленым поверхностным слоем из сульфатной хвойной целлюлозы;
- крапчатый картон марки Komimottled: картон крапчатый из сульфатной хвойной целлюлозы;
- тест-лайнер: регенерированный картон для плоских слоев гофрированного картона.


В 2007 году более 80% объема экспортных поставок пришлось на долю небеленого крафт-лайнера. Второе место занял крафт-лайнер с одним наружным белым слоем – 18,3% экспорта. Остальные разновидности не набрали и 1% каждая (рис. 5).


5


Порядка 50% объема экспорта лайнера в натуральном выражении приходится на предприятия группы «Илим». Вторую позицию с показателем 23,6% занимает ОАО «Светогорск» (г. Светогорск Ленинградской области). На третьем месте с показателем 13,8% находится «МБП СЛПК».


Экспорт картона для плоских слоев гофрокартона осуществляется преимущественно в страны дальнего зарубежья. Среди них наиболее крупным партнером является Китай – на его долю приходится практически треть общего объема экспорта лайнера в натуральном выражении. На втором месте находится Германия с показателем 12,4%. Далее следуют Италия и Турция с соответствующими показателями 7,5 и 7,2%.
ИМПОРТ


В 2007 году по сравнению с 2006-м объемы импорта флютинга уменьшились на 62% в натуральном выражении и на 54% – в денежном. Объем поставок лайнера увеличился на 67% в натуральном выражении. В 2007 году доля флютинга в структуре импорта составила 28,5%, лайнера – 71,5%.


Более 50% импортных материалов в рассматриваемый период было поставлено из Украины. Кроме того, в пятерку стран, лидирующих по поставкам тарного картона в Россию, входят Финляндия, Венгрия, Молдавия и Словакия (рис. 6).



6


Таким образом, в 2007 году лидерами среди предприятий-поставщиков стали украинские компании. Так, более 30% в общем объеме импортируемого картона в натуральном выражении приходилось на долю ОАО «Киевский КБК». Второе место занимало ОАО «Рубежанский картонно-тарный комбинат» с показателем 11,1% общего объема поставок. На третьей позиции с показателем 8,3% находилось ОАО «Жидачевский ЦБК».


Что касается регионов назначения, то для изготовления гофрокартона в Курской области, где расположено одно из крупных предприятий упаковочной индустрии – ЗАО «Готэк», в 2007 году было импортировано 41,1% материалов, для ЗАО «Ростоввторпереработка» (Ростовская область) – 27,9%. Кроме того, 11,8% было ввезено в Москву, где существует множество мелких упаковочных компаний, и 8,5% было ввезено в Калужскую область, где находится ООО «Стора Энсо Пакаджинг ББ».


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТАРНОГО КАРТОНА


В 2007 году российское производство картона и целлюлозы стабилизировалось. За 2007 год производство картона выросло в стране на 1,3% относительно прошлого года, выпуск тарного картона (включая бумагу для гофрирования) – на 1,8%.


Стабилизации рынка и росту производства тарного картона целлюлозно-бумажной отрасли способствовали несколько факторов.


Во-первых, практически все основные предприятия достигли максимума своих производственных возможностей.


Во-вторых, государственные природоохранные структуры с помощью жестких мер стимулировали значительные вложения предприятий целлюлозно-бумажного комплекса в закупку оборудования, позволяющего снизить выбросы отравляющих веществ в окружающую среду.


В-третьих, в настоящее время наблюдается значительный рост цен на сырье, используемое целлюлозно-бумажной отраслью. В связи с этим для сдерживания цен в 2008 году Россия планирует значительно поднять пошлины на экспорт необработанной древесины.


В-четвертых, значительно увеличилась конкуренция на внешних рынках.


В российской целлюлозно-бумажной промышленности отмечаются также и негативные моменты.


Россия, которая владеет четвертью мировых запасов леса, имеет на мировом рынке целлюлозы, бумаги и картона менее 5%. Это связано, во-первых, с тем, что, несмотря на указанные выше положительные сдвиги и темпы роста последних лет, объемы производства целлюлозы, бумаги и другой продукции ЦБП в России пока намного меньше, чем в Западной Европе, Америке и Азии. В целом и душевое потребление бумажной продукции в России в разы меньше, чем в западных странах. Во-вторых, иностранные инвесторы, заявляющие о многомиллионных инвестициях в предприятия по глубокой переработке древесины на территории России, получив доступ к ресурсной базе регионов, начинают просто вывозить лес за границу, ничего не строя в России.


Во внешнеэкономической деятельности предприятия ЦБП сталкиваются в последние годы с такой негативной тенденцией, как уменьшение прибыльности экспортных операций при росте объемов экспорта. Это связано с не совсем удачным курсом доллара по отношению к рублю.


В целом российский рынок картона представляется для предприятий ЦБП очень перспективным. Прогнозируется дальнейший рост внутреннего рынка, который будет связан со следующими факторами:
- ростом экономики, особенно пищевой промышленности – одной из основных потребителей продукции ЦБП;
- увеличением популярности использования упаковочных материалов на бумажной основе, картонной тары;
- увеличением цен на сырую нефть и, как следствие, значительным ростом цен на сырье для производства пластиковой многооборотной тары, которая является основным конкурентом картонной тары.


Вследствие роста мировых цен и спроса на целлюлозу целлюлозно-бумажные комбинаты также имеют возможность расширить рынки сбыта и увеличить экспорт товарной целлюлозы.


К негативным факторам, которые могут повлиять на реализацию продукции ЦБП, можно отнести:
- уменьшение потребления продукции ЦБП в связи с переходом на заменители;
- повышение тарифов на энергоносители;
- повышение тарифов на грузоперевозки;
- изменение правил таможенного контроля и пошлин, в частности увеличение экспортных и уменьшение импортных пошлин.


* Компании перечислены соответственно местам в рейтинге производителей.



Материал предоставлен исследовательской компанией Abercade.

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Тара и упаковка"
www.foodmarket.spb.ru
Поиск по сайтуЯndex