В 2007 году российское производство картона и
целлюлозы стабилизировалось: за год производство картона выросло на
1,3% относительно прошлого года, выпуск тарного картона, включая бумагу
для гофрирования, увеличился на 1,8%.
Производство тарного картона
сосредоточено в трех федеральных округах: Северо-Западном, Приволжском
и Сибирском. Суммарно на эти округа в 2007 году приходилось около 90%
общего объема выпускаемого в России тарного картона (рис. 1).

В
рассматриваемый период времени наибольший рост производства в
натуральном выражении был отмечен в Приволжском округе – там оно
выросло почти на 83 тысячи тонн, или на 15,8%. В Сибирском округе рост
составил 3,6 тысячи тонн, или 0,8%. А вот в Южном округе объемы
производства сократились – на 25,1%; при этом особенно существенный
спад производства пришелся на Краснодарский край – около 30 тысяч тонн,
или 95,4%.
В рамках каждого федерального округа отмечается
достаточно высокая концентрация производства в отдельных регионах (рис.
2). Так, в Центральном ФО на долю Калужской области в 2007 году
приходилось около половины произведенного в этом округе тарного
картона. Доли других областей составили: Московской – 19,5%, Тверской –
16,2% и Брянской – 11,2%.

В
Северо-Западном федеральном округе 82,9% объема производства было
сосредоточено в двух регионах: Архангельской области – 66,5% и
Республике Коми – 16,4%.
В Приволжском федеральном округе 31,4%
объема производства тарного картона, включая бумагу для гофрирования,
приходилось на Пермский край, 29,8% – на Татарию, 18,9% – на Республику
Марий Эл.
В Южном федеральном округе на долю Республики Адыгеи
пришлось почти 80% общего объема производства тарного картона, на долю
Ростовской области – соответственно около 20%.
В Сибирском
федеральном округе немногим менее половины объемов производства
приходилось на Иркутскую область. Второе место занял Красноярский край
с показателем 22,2%, третье место за Республикой Бурятией – 20,3%.
В Уральском и Дальневосточном федеральных округах в 2007 году тарный картон не производился.
На
основании отчетности Росстата, в региональной структуре общероссийского
производства тарного картона, включая бумагу для гофрирования, в 2007
году можно выделить 7 крупнейших регионов с объемами производства,
превышающими 100 тысяч тонн продукции. Совокупная доля данных регионов
составила в 2007 году около 70% в общем объеме произведенной продукции.
Что
касается производителей, то в 2007 году более 60% тарного картона,
включая бумагу для гофрирования, было произведено 7 предприятиями (рис.
3): ОАО «Архангельский ЦБК» (г. Новодвинск Архангельской области),
филиал ОАО «Группа «Илим» (Санкт-Петербург) в г. Коряжме (Архангельская
область, бывший «Котласский ЦБК»), ОАО «Монди Бизнес Пейпа
Сыктывкарский ЛПК» («МБП СЛПК», г. Сыктывкар), ООО «Пермский картон»
(входит в ГК «ПЦБК», г. Пермь), ЗАОр «НП «Набережночелнинский КБК» (г.
Набережные Челны, Татария), филиал группы «Илим» в г. Братске
(Иркутская область) и ООО «Енисейский ЦБК» (г. Красноярск, входит в ООО
«Лесопромышленная компания «Континенталь Менеджмент», Москва).*

ЭКСПОРТ
В
2007 году объемы экспорта бумаги для гофрирования и картона для плоских
слоев гофрокартона по сравнению с аналогичными показателями 2006-го
уменьшились на 34,2% в натуральном и на 29,8% – в денежном выражениях.
В структуре экспорта в 2007 году на картон для плоских слоев
приходилось около 95%.
Экспорт бумаги для гофрирования (флютинга)
Порядка
45,5% флютинга, экспортированного Россией в 2007 году, было произведено
«Енисейским ЦБК». Второе место по объемам экспортных поставок в
натуральном выражении занял филиал группы «Илим» в г. Коряжме с
показателем 31,4%. Третье место за ООО «Неманский ЦБК» (г. Неман
Калининградской области, входит в ЗАО «Северо-Западная лесопромышленная
компания», Санкт-Петербург) – на его долю приходилось 6% в объеме
экспорта флютинга (рис. 4).

Экспорт
бумаги для гофрирования осуществляется в страны ближнего и дальнего
зарубежья. Среди них наиболее крупным партнером является Казахстан, на
его долю приходится 42,8% всего экспорта флютинга в натуральном
выражении за 2007 год. На втором месте по объемам поставок идет
Азербайджан – 18,8%. Меньше экспортируется в Италию, Киргизию и Украину
– 9,7%, 9% и 6,4% соответственно. Объемы экспорта в каждую из других
стран не превышает 3% о общего экспорта.
Экспорт картона для плоских слоев гофрокартона (лайнера)
Россия экспортирует следующие типы лайнера: - небеленый крафт-лайнер; - крафт-лайнер с одним наружным белым слоем (содержание хвойной небеленой целлюлозы составляет 68–79,4%); -
топ-лайнер марки Komiwhite: картон для плоских слоев гофрокартона с
беленым поверхностным слоем из сульфатной хвойной целлюлозы; - крапчатый картон марки Komimottled: картон крапчатый из сульфатной хвойной целлюлозы; - тест-лайнер: регенерированный картон для плоских слоев гофрированного картона.
В
2007 году более 80% объема экспортных поставок пришлось на долю
небеленого крафт-лайнера. Второе место занял крафт-лайнер с одним
наружным белым слоем – 18,3% экспорта. Остальные разновидности не
набрали и 1% каждая (рис. 5).

Порядка
50% объема экспорта лайнера в натуральном выражении приходится на
предприятия группы «Илим». Вторую позицию с показателем 23,6% занимает
ОАО «Светогорск» (г. Светогорск Ленинградской области). На третьем
месте с показателем 13,8% находится «МБП СЛПК».
Экспорт картона для
плоских слоев гофрокартона осуществляется преимущественно в страны
дальнего зарубежья. Среди них наиболее крупным партнером является Китай
– на его долю приходится практически треть общего объема экспорта
лайнера в натуральном выражении. На втором месте находится Германия с
показателем 12,4%. Далее следуют Италия и Турция с соответствующими
показателями 7,5 и 7,2%. ИМПОРТ
В 2007 году по сравнению с 2006-м
объемы импорта флютинга уменьшились на 62% в натуральном выражении и на
54% – в денежном. Объем поставок лайнера увеличился на 67% в
натуральном выражении. В 2007 году доля флютинга в структуре импорта
составила 28,5%, лайнера – 71,5%.
Более 50% импортных материалов в
рассматриваемый период было поставлено из Украины. Кроме того, в
пятерку стран, лидирующих по поставкам тарного картона в Россию, входят
Финляндия, Венгрия, Молдавия и Словакия (рис. 6).

Таким
образом, в 2007 году лидерами среди предприятий-поставщиков стали
украинские компании. Так, более 30% в общем объеме импортируемого
картона в натуральном выражении приходилось на долю ОАО «Киевский КБК».
Второе место занимало ОАО «Рубежанский картонно-тарный комбинат» с
показателем 11,1% общего объема поставок. На третьей позиции с
показателем 8,3% находилось ОАО «Жидачевский ЦБК».
Что касается
регионов назначения, то для изготовления гофрокартона в Курской
области, где расположено одно из крупных предприятий упаковочной
индустрии – ЗАО «Готэк», в 2007 году было импортировано 41,1%
материалов, для ЗАО «Ростоввторпереработка» (Ростовская область) –
27,9%. Кроме того, 11,8% было ввезено в Москву, где существует
множество мелких упаковочных компаний, и 8,5% было ввезено в Калужскую
область, где находится ООО «Стора Энсо Пакаджинг ББ».
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТАРНОГО КАРТОНА
В
2007 году российское производство картона и целлюлозы
стабилизировалось. За 2007 год производство картона выросло в стране на
1,3% относительно прошлого года, выпуск тарного картона (включая бумагу
для гофрирования) – на 1,8%.
Стабилизации рынка и росту производства тарного картона целлюлозно-бумажной отрасли способствовали несколько факторов.
Во-первых, практически все основные предприятия достигли максимума своих производственных возможностей.
Во-вторых,
государственные природоохранные структуры с помощью жестких мер
стимулировали значительные вложения предприятий целлюлозно-бумажного
комплекса в закупку оборудования, позволяющего снизить выбросы
отравляющих веществ в окружающую среду.
В-третьих, в настоящее время
наблюдается значительный рост цен на сырье, используемое
целлюлозно-бумажной отраслью. В связи с этим для сдерживания цен в 2008
году Россия планирует значительно поднять пошлины на экспорт
необработанной древесины.
В-четвертых, значительно увеличилась конкуренция на внешних рынках.
В российской целлюлозно-бумажной промышленности отмечаются также и негативные моменты.
Россия,
которая владеет четвертью мировых запасов леса, имеет на мировом рынке
целлюлозы, бумаги и картона менее 5%. Это связано, во-первых, с тем,
что, несмотря на указанные выше положительные сдвиги и темпы роста
последних лет, объемы производства целлюлозы, бумаги и другой продукции
ЦБП в России пока намного меньше, чем в Западной Европе, Америке и
Азии. В целом и душевое потребление бумажной продукции в России в разы
меньше, чем в западных странах. Во-вторых, иностранные инвесторы,
заявляющие о многомиллионных инвестициях в предприятия по глубокой
переработке древесины на территории России, получив доступ к ресурсной
базе регионов, начинают просто вывозить лес за границу, ничего не строя
в России.
Во внешнеэкономической деятельности предприятия ЦБП
сталкиваются в последние годы с такой негативной тенденцией, как
уменьшение прибыльности экспортных операций при росте объемов экспорта.
Это связано с не совсем удачным курсом доллара по отношению к рублю.
В
целом российский рынок картона представляется для предприятий ЦБП очень
перспективным. Прогнозируется дальнейший рост внутреннего рынка,
который будет связан со следующими факторами: - ростом экономики, особенно пищевой промышленности – одной из основных потребителей продукции ЦБП; - увеличением популярности использования упаковочных материалов на бумажной основе, картонной тары; -
увеличением цен на сырую нефть и, как следствие, значительным ростом
цен на сырье для производства пластиковой многооборотной тары, которая
является основным конкурентом картонной тары.
Вследствие роста
мировых цен и спроса на целлюлозу целлюлозно-бумажные комбинаты также
имеют возможность расширить рынки сбыта и увеличить экспорт товарной
целлюлозы.
К негативным факторам, которые могут повлиять на реализацию продукции ЦБП, можно отнести: - уменьшение потребления продукции ЦБП в связи с переходом на заменители; - повышение тарифов на энергоносители; - повышение тарифов на грузоперевозки; - изменение правил таможенного контроля и пошлин, в частности увеличение экспортных и уменьшение импортных пошлин.
* Компании перечислены соответственно местам в рейтинге производителей.
Материал предоставлен исследовательской компанией Abercade. |