Трейлеры особого назначения. Полуприцепы-тяжеловозы экономят время и деньги

29 Января 2010

В современных грузоперевозках актуален транспорт, доставляющий груз без перевалки и связанных с ней излишних погрузочно-разгрузочных работ. Речь идет об автопоездах, типаж которых разнообразен и зависит от специфики перевозимых грузов. Особенно популярны полуприцепы-тяжеловозы универсального назначения, в быту именуемые трейлерами, предназначенные для перевозки массивных неделимых грузов. Они используются для доставки строительной, дорожной, военной, сельскохозяйственной и другой техники. Об этих универсальных тяжеловесах грузоподъемностью свыше 20 т и пойдет речь в этой статье.

Конструктивно трейлер представляет собой платформу с одной или несколькими осями, расположенными с его задней стороны. Для перевозки специфичных грузов на нее могут устанавливаться невысокие борта. На передней части трейлера имеется прицепное устройство, в транспортном положении подвижно соединенное со шкворнем автомобиля-тягача. Под платформой расположена откидная опорная стойка, которая используется в случаях, когда полуприцеп отсоединен от тягача, стоит без него порожним или под загрузкой. Трейлер оборудуется системой электроснабжения задних фонарей, а также гидравлическим устройством для манипулирования тормозами, опорной стойкой, управляемыми из кабины тягача трапами.

Безусловное достоинство трейлера в том, что погрузка и разгрузка самоходной техники производится благодаря откидному трапу, расположенному сзади. Некоторые низкорамные полуприцепы имеют спереди отстегивающийся гусек, что позволяет машинам заезжать и с передней стороны. Прицепную технику можно отцепить от тягача и не тратить таким образом время и деньги на погрузочно-разгрузочные работы.

Трейлер подбирается с учетом категории дорог, по которым планируется перевозить груз. Нагрузка полуприцепа на дорогу должна соответствовать нормам, установленным для данной категории.

Использование полуприцепов позволяет существенно снизить себестоимость грузоперевозок прежде всего за счет увеличения полезной грузоподъемности автомашины. Дело в том, что на седельный тягач передается только часть нагрузки, а остальная -на дорогу. Например, четырехосный полуприцеп-тяжеловоз 99903-0000033 Челябинского завода автомобильных прицепов вместе с перевозимым грузом весит 79 т, но на седельное устройство тягача передает нагрузку только 25 т, а на дорогу через шины - 54 т, т. е. вдвое больше, чем на автомобиль.

Себестоимость транспортировки груза автопоездом существенно снижена, а производительность увеличена за счет организации челночных перевозок. Иными словами, один тягач может обслуживать три полуприцепа: когда один из них в пути, другой загружается, а третий - под разгрузкой.

В России многие предприятия производят полуприцепную технику. Их продукция доминирует на рынке благодаря более низкой цене по сравнению с импортными аналогами. Более того, они используют в производстве комплектующие лучших мировых производителей: узлы осей с пневмоподвеской, поворотные круги, дышла шкворней марки SAF или BPW, пневматические тормозные системы WABCO, опорные устройства JOST, гидравлику HYVA, импортные системы безопасности.

Одно из крупнейших предприятий - ОАО "Уралавтоприцеп" (до 1992 г. ЧМЗАП - Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов). Его конструкторы разработали более 600 моделей и модификаций прицепной техники. Сегодня завод предлагает порядка 100 моделей трейлеров грузоподъемностью от 26 до 72 т с пониженной высотой грузовой платформы (600 - 920 мм), средней (1125 - 1225 мм) и повышенной (1170 -1335 мм). В 2006 г. на заводе проведена крупная реконструкция производства - сроки выполнения заказов сократились с 14 до 7 недель. На гражданскую продукцию предприятие дает гарантию от одного года до двух лет, на военную - до пяти лет.

Конструкция трейлеров серии ЧМЗАП-9990 защищена четырьмя патентами, прошла проверку в боевых условиях Афганистана. Полуприцепы оборудованы дополнительными топливными баками общей емкостью 1000 л, что позволяет работать в местах, отдаленных от пунктов заправки горючим. На трейлерах серий ЧМЗАП-9990, -9337, -99865-01 может быть установлена система световой или звуковой сигнализации, оповещающая о падении давления воздуха в одной из шин ниже допустимого значения.

ОАО "Уралавтоприцеп" в 2007 г. увеличило продажи на четверть (до 1190 тыс. единиц), освоило производство шасси бортовых полуприцепов и контейнеровозов. В общем объеме изготовленной заводом продукции шасси заняли 68,2 %. Тем не менее и производство традиционных полуприцепов-тяжеловозов увеличилось почти на 17 %. В 2006 - 2008 гг. самой популярной моделью стал трейлер 9385,3 грузоподъемностью 26,2 т.

ОАО "Тверьстроймаш" более полувека изготавливает полуприцепную технику широкого назначения. Завод является одним из ведущих производителей низкорамных полуприцепов-тяжеловозов грузоподъемностью от 14 до 60 т с погрузочной высотой 550 - 950 мм.

Предприятие без особых потерь пережило кризис 90-х гг. благодаря активной технической политике и использованию передового мирового опыта. К 2007 г. ОАО "Тверьстроймаш" полностью обновило модельный ряд. Его производственная программа включает порядка 40 моделей и  модификаций полуприцепов. Они оснащены узлами и деталями лучших мировых производителей: шины, оси, диски от таких компаний, как SAF, GIGANT или BPW, опоры и шкворни от JOST, Haakan, тормозное оборудование с антиблокировочной системой WABCO. Вся продукция сертифицирована.

В 2007 г. была представлена новинка - плод сотрудничества ОАО "Тверьстроймаш" с немецкой компанией Meusburger Fahzeugbau GmbH - полуприцел-тяжеловоз грузоподъемностью 39 т с фронтальным заездом 99393F-P39 под маркой "Майсбургер-ТСМ". Он предназначен для перевозки гусеничной и колесной строительной техники и крупногабаритных тяжелых грузов, имеет отстегивающийся гусек. Низкая погрузочная высота - всего 470 мм - выгодно отличает его от российских аналогов. Предварительно напряженная конструкция центральной балки, использование легированной стали исключают возможность ее недопустимого прогиба при полной нагрузке. На данной модели установлена система принудительного поворота осей голландской компании TRIDEC - редкая для российского производителя опция, дающая возможность поворота осей до 35 градусов, повышающая маневренность автопоезда.

В 2007 г. ОАО "Тверьстроймаш" произвело 773 единицы прицепной техники против 472-х в 2006-м. Однако с началом кризиса в 2008 г. темпы изготовления пошли на снижение.

ООО "Сибирь Трейлер" представляет собой предприятие автомобильной промышленности. Оно создано совместно с нефтегазостроительной компанией ОАО "СтроЙтрансгаз" и конструкторским бюро ООО "Спецавто-Восток". Компания серийно производит десять моделей полуприцепов-тяжеловозов для перевозки колесно-гусеничной дорожно-строительной техники общей массой от 26 до 80 т, а также длинномерных грузов. По индивидуальным заказам предприятие изготавливает также трейлеры для специфичных грузов массой до 100 т. Среди заказчиков ООО "Сибирь Трейлер" такие именитые компании, как "Газпром", "Юкос", "Стройтрансгаз" и многие другие.

В число крупных поставщиков полуприцепов-тяжеловозов входит также ООО "Спецприцеп" - дилер трех российских производителей этой техники. Компания основана в 1999 г. Ее продукция, выпускаемая под одноименной маркой, востребована агентством "Спецстрой", предприятиями РАО "Газпром", компанией "Транснефть". "Спецприцеп" предлагает более 100 моделей различной техники. Хорошо зарекомендовали себя низкорамные полуприцепы-тяжеловозы с отстегивающимся гуськом. Их малая погрузочная высота (600 - 750 мм) позволяет машинам с малым дорожным просветом заезжать на грузовую площадку. В стандартную комплектацию входят оси, диски, сцепной шкворень JOST производства Германии, итальянская гидравлика, гидравлические или механические трапы.

ООО "Тавдинский машиностроительный завод" был создан в Свердловской области в 1947 г. на базе механических мастерских Главпромстроя НКВД. Сначала предприятие выпускало полуприцепы для нужд лесозаготовительной промышленности. Производство полуприцепов-тяжеловозов начато в 1999 г. До известной поры завод наращивал темпы производства. Если в 2005 г. было изготовлено 497 единиц техники, то в 2006-м уже 637, в том числе девять моделей полуприцепов-тяжеловозов грузоподъемностью 25, 30, 38 и 45 т, выпускаемых серийно. К своему шестидесятилетию в 2007 г. предприятие подготовило новинки: низкорамный полуприцеп-тяжеловоз на осях BPW и автопоезд-хлыстовоз на шасси тягача КАМАЗ-6522-1027.

ОАО "Нефтекамский автозавод" (или НефАЗ) - бывший завод автосамосвалов (Башкортостан). Сегодня он входит в группу "КАМАЗ". В докризисный период предприятие успешно развивалось. В 2007 г. оно выпустило 8391 единицу техники, увеличив объем производства по сравнению с предыдущим годом на 72,6 %. В ассортименте предприятия присутствуют полуприцепы-тяжеловозы, в том числе с невысокими бортами.

НефАЗ имеет договор со ставропольским заводом "Автоприцеп КАМАЗ" о квотировании производства аналогичной продукции, что позволяет оптимизировать загрузку мощностей обоих предприятий. Нефтекамский завод сотрудничает также с известной нидерландской компанией VDL.

ОАО "Брянский арсенал" - один из старейших заводов. Его история началась в 1783 г. с производства медных пушек. В 1946 г. завод начал выпускать дорожно-строительные машины. Сегодня он входит в "Группу ГАЗ". Предприятие производит прицепы и полуприцепы грузоподъемностью от 15 до 40 т, предлагает дополнительное оборудование: антиблокировочную систему ABS фирмы WABCO, лебедки, стяжки для крепления грузов, уширители трапов.

Полуприцепы-тяжеловозы зарубежного производства также представлены на российском рынке. Общепризнанным лидером считается германская фирма Schmitz Cargobull AG, основанная в 1892 г. С 1935 г. она специализируется на производстве прицепной техники. Эта крупная фирма имеет девять заводов в Европе, в том числе в Германии, Великобритании, Испании, Литве.

Для рынка СНГ фирма Schmitz разработала новую версию полуприцепа с рамой усиленной жесткости и противоподкатными брусьями новой конструкции. Для автопоездов предлагается также спутниковая система Cargocom, объединяющая функции навигационной, сервисной и информационно-логистической систем.

Итальянская компания INDUSTRIE СОМЕТТО S. р. а. еще в 70-х гг. поставила в СССР около 1000 единиц прицепной техники. Сегодня она предлагает низкорамные полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью от 20 до 78 т обновленной конструкции с подруливающими осями SELF STEERING, уменьшающими радиус поворота автопоезда и улучшающими маневренность. Итальянская техника оснащена устройством для изменения не только ширины, но и длины и высоты расположения платформы, а также отстегивающимся гуськом.

На российском рынке представлена также фирма Koegel Fahrzengwerke GmbH, основанная в 1854 г. Она обанкротилась в 2004-м. и 22 подразделения компании стали юридически самостоятельными. Основное из них - Koegel, объединившись с крупнейшим французским производителем прицепной техники Jean Chereau S.A.S., в 2006 г. пришло на российский рынок.

Теперь о ценах. В качестве примера приведем выставленные на продажу заводом "Тверьстроймаш" осенью 2008 г. два полуприцепа-тяжеловоза. Первый из них - грузоподъемностью 40 т, с грузовой площадкой 8500X2540 мм. с рессорной подвеской BPW, немецким шкворнем и гуськом - стоил 1540000 рублей. Второй трейлер грузоподъемностью 38 т, с раздвижной грузовой площадкой длиной от 11000 до 19000 мм, регулируемой по высоте пневматической подвеской BPW алюминиевыми трапами, опорами JOST и гуськом стоил значительно дороже 2277000 рублей. Это плата за способность платформы раздвигаться до 19м, оснащение узлами ведущих мировых производителей.

Цены на бывшие в употреблении полуприцепы-тяжеловозы зарубежного производства в разы ниже, чем на новые, и имеют большой разброс. Например. трейлер фирмы АТОКА (США) 1991 года выпуска грузоподъемностью 60 т на российском рынке предлагается за 1,2 млн рублей.

Анализируя ситуацию на российском рынке производства и сбыта универсальных автомобильных полуприцепов-тяжеловозов, отметим его основные тенденции.

Во-первых, российские машиностроители в состоянии удовлетворить спрос на рынке. Наибольшим спросом полуприцепы-тяжеловозы пользуются в строительной и дорожно-строительной отрасли. Самые популярные - грузоподъемностью от 25 до 35 т.

Импортная техника пользуется ограниченным спросом из-за высокой цены. В то же время у российских производителей наметилась тенденция к организации производства совместно с зарубежными фирмами. Российские заводы интенсивно используют импортные комплектующие, которые существенно повышают эксплуатационные качества техники.

Заметим также, что потребность в полуприцепах зависит прежде всего от динамики рынков грузоперевозок и производства грузовых автомобилей. Как только перевозчики и машиностроители найдут способы справляться с кризисом, количество трейлеров вновь увеличится на наших дорогах.

Леонид ТОЛМАЧЕВ
К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспорт"
apmedia.ru
Поиск по сайтуЯndex