Что делать в кризис с корпоративным автопарком

4 Марта 2010

Для компаний, у которых есть свой парк, с начала кризиса вопрос - что делать с собственным транспортом, очень актуален. Особенно если транспорт взят в лизинг. Вариантов оптимизации автопарка может быть несколько, каждый имеет свои плюсы и минусы.

Рассмотрим ситуацию на примере торговой организации, которая столкнулась с этой проблемой в разгар кризиса. Компания владеет собственным парком в размере 40 единиц. В парке присутствуют автомобили грузоподъемностью от 1,5 до 20 т. Соотношение таково: 1,5 т (15 ед.) - 40%, 3-10 т (15 ед.) - 40%, 20 т (10 ед.) - 20%.

Эксплуатационные расходы на одну единицу транспорта приведены в таблице 1.

 

Г/п

Пробег за 1 мес.,

км

ГСМ, руб.

Эксплуатационные расходы,

ТС/мес., руб.

Зарплата водителя, руб.

Лизинговые платежи в месс., руб.

Итого на 1 единицу, руб.

Количество единиц

Затраты итого, руб.

1,5

6300

21400

3000

30000

0

54400

15

816000

3

10500

37800

5000

40000

0

82800

4

331200

5

10500

37800

7000

40000

0

84800

6

508800

10

10000

45000

7000

45000

0

97000

5

485000

20

15000

81000

10000

50000

50000*

191000

10

1910000

 

 

223000

32000

205000

 

 

40

4051000

* средняя сумма в месяц. Изначально график платежей был составлен по убывающей.



Как видим из таблицы, общие затраты на транспорт составляют более 4 млн руб. (без учета затрат на содержание технического и медицинского персонала). Транспортные средства 2008 года выпуска с остаточной стоимостью 70%. Процент перевозки в себестоимости продукции составляет 5%. В дальнейшем все рассматриваемые варианты ориентировались на этот показатель. Для конкретной компании данный процент является оптимальным, так как продукция дешевая (стоимость 1 м3 продукции составляет 10 000 руб.).

Компания столкнулась с катастрофическим падением продаж (более 40%) и как следствие снижением объемов перевозок собственным парком. Часть персонала транспортного отдела (водители, технический персонал) была уволена, часть отправлена в бессрочные отпуска. Перед управлением компании встал вопрос: что делать с существующим парком? Ведь оставшийся объем перевозок не «закрывал» весь парк. Часть транспортных средств находились в лизинге (20-тонники), поэтому необходимо было решать вопрос как можно быстрее. Во-первых, оперативность обусловливалась тем, что лизингодержателем  был банк, который ежемесячно требовал платежи согласно утвержденному графику. Во-вторых, работы на эти машины не было и как следствие не с чего платить. В результате появилось несколько вариантов применения автотранспорта:
  1. 100%-ная продажа транспорта и передача функций по организации и осуществлению доставки продукции транспортной компании.
  2. Выделение автопарка в отдельное юридическое  лицо и предоставление транспортных услуг как материнской компании, так и сторонним организациям.
  3. Продажа части парка и передача оставшихся ТС на аутсорсинг.
  4. Продажа части ТС (50%).

Рассмотрим жизнеспособность всех вариантов.

Продать весь транспорт

Преимущества данного варианта очевидны: с компании снимается нагрузка по управлению собственным парком. Это касается как непосредственно самого отдела логистики, так и смежных отделов, таких как: бухгалтерия (документооборот, учет затрат на ГСМ, ТО и прочие расходы), служба снабжения (закупки ГСМ, запчастей). Упраздняется отдел эксплуатации (внеплановый ремонт), распускается персонал диспетчерского отдела. Плюс ко всему компания экономит средства на управление налогооблагаемой базой: налоги и сборы (обязательные платежи), касающиеся эксплуатации автомобилей (транспортный налог, сбор за стоянку и парковку, сбор за загрязнение окружающей среды), плановые техосмотры и прочие. Средства, полученные от продажи транспорта, можно использовать для различных целей. Компания теряет только возмещение НДС в бюджет. В рублях для существующего парка (за вычетом лизинговых машин) это составит 2 млн. Однако сразу встает вопрос: кому продать транспорт и где взять деньги для возмещения налога?

Делаем выводы: не надо нести человеческие и финансовые затраты по управлению автопарком, однако компания оказывается перед проблемой поиска покупателя транспорта.

Услуга по аутсорсингу транспорта не востребована на нашем рынке. Почему? Я вижу две причины. Во-первых, транспортные компании не готовы брать на себя ответственность за парк владельца. Во-вторых, владельцы транспорта не видят экономического смысла пользоваться этой услугой, так как в большинстве случаев учет транспорта не ведется «по белому» и сложна система финансовых взаимоотношений. Вспомним «Макдоналдс», который не отдал логистику «неизвестно кому», а создал дочернюю структуру.

Отделить автопарк от материнской компании

Этот вариант потребует затрат на организацию компании с нуля, найма квалифицированного управленческого персонала и, конечно, решения основной проблемы - поиска клиентов. Для разработки стратегии по поиску клиентов необходимы ресурсы, к примеру квалифицированный персонал, который будет выполнять самую неблагодарную, но очень важную работу по «холодному» обзвону клиентской базы (вы сами наверняка помните многочисленные звонки с предложением различных услуг). Далее по статьям - аренда помещения, оргтехника, Интернет, телефония, заработная плата, налоги. Расходы по всем этим статьям, как показывает практика, должны быть запланированы не менее чем на квартал.

Примерно расходы можно представить следующие (расчет на квартал):

  • Аренда помещения 200 000 руб.
  • Телефония 40 000 руб.
  • Интернет 15 000 руб.
  • 3/п фиксированная (3 сотрудника) 180 000 руб.
  • Накладные расходы 60 000 руб.
Итого: 495 000 руб.

При этих расходах есть только гарантированный заработок от материнской компании (не более 20%).

Безусловно, частично транспорт будет задействован головной компанией, но, имея большой парк, материнская компания сможет гарантировать загрузку 100% только в пиковые моменты, а остальное время транспорт будет простаивать. При этом пиковые моменты, как правило, совпадают по рынку. Для этого необходимо налаживать связь с перевозчиками (то есть собственниками транспорта) для обеспечения клиентов транспортом в случае полной загруженности собственного парка.

Делаем выводы: низкая себестоимость перевозок для головной компании, снятие расходов по управлению транспортным подразделением - хорошо. Большие организационные расходы, сложное планирование транспорта (при пике отгрузок в материнской компании возникает недостаток транспорта для сторонних клиентов), необходимость поиска клиентов - плохо.

 

Плюсы

Минусы

Вариант 1. Продать весь транспорт

 

С компании снимается нагрузка по управлению собственным парком: поиск и подбор персонала, бухгалтерия (документооборот), финансовый отдел (учет затрат, планирование бюджета), служба снабжения (закупка запчастей и прочих расходных материалов)

Требуется найти надежного поставщика транспортных услуг, отвечающих условиям и требованиям поставки

Снятие головной боли по оптимальному (читай 100%) использованию транспорта

Формирование оптимальных договорных условий с ТК

Исключение хищений (ГСМ и пр.)

 

Экономия в управлении налогами

 

Вариант 2. Отделить автопарк от материнской компании

 

Возможность работать с дочерней компанией как со сторонней организацией, то есть покупать у нее услуги, при этом иметь средства в «одной копилке»

Организация бизнеса с нуля, поиск и наем квалифицированного персонала

Снятие головной боли по оптимальному (читай 100%) использованию транспорта

Необходимость сотрудничества с перевозчиками для снятия пиковых нагрузок

Исключение хищений (ГСМ и пр.)

Работа по поиску и привлечению собственников транспорта для обеспечения клиентов транспортом (роль экспедитора)

Экономия в управлении налогами

 

Получение прибыли от деятельности дочерней компании

 

Контроль использования транспорта

 

Вариант 3. Продать часть транспортных средств

 

Получение средств от продажи ТС

Организация бизнеса с нуля

Снижение налогооблагаемой базы

Поиск клиентов

Минимизация издержек на содержание собственного парка (з/п, затраты и пр.)

 

Профессиональное управление и содержание парка

 

Высвобождение персонала компании от управления парком

 

Вариант 4. Оставить минимальное число ТС

 

Экономия средств на содержании собственного парка

Организация перевозок (наем, подбор персонала, документооборот (ГСМ и пр.)

 


Продать часть транспортных средств

Данная схема подразумевает частичную продажу транспорта и передачу оставшегося транспорта на аутсорсинг новообразованной транспортной компании. Схема объединяет два предыдущих варианта - продажу части ТС и выделение автопарка в отдельную организацию. Плюсы и минусы очевидны.

Делаем выводы: компания избавляется от затрат по владению и управлению транспортом, что, несомненно, упрощает бухгалтерский учет и снижает издержки компании по содержанию имущества, персонала, материальной базы. При этом очень серьезным минусом является необходимость организации бизнеса с нуля.

Оставить минимальное число ТС

Этот вариант предполагает оставить часть транспорта для обеспечения его 100%-ной загрузки, остальные машины продать. В компании была собрана информация: по статистике отгрузок, пиковым периодам (100%-ная загрузка транспорта). На основании этой информации было принято решение об объеме транспорта, который необходимо оставить на балансе компании. Также возможной мерой было предположить консервацию части ТС, но это непрактично по понятным причинам: транспорт дешевеет, внешний вид ухудшается и т. д. По сути у компания, решившей поступить таким образом, остаются те же проблемы, что были и ранее, но в меньшем объеме.

Именно этот вариант выбрала компания из описанного примера: часть транспорта продала, оставив минимальный парк транспортных средств, учитывающий возможный рост перевозок в сезон продаж. Почему же компанией был выбран этот вариант? Все очень просто: лизинговые автомобили были отданы лизингодателю (с минимальными взысканиями), также компания «подчистила» ряды мелко- и среднетоннажного транспорта. Остались проверенные и надежные транспортные средства. Плюс экономию дополнило сокращение отдела логистики.

Делаем выводы: в итоге компания осталась:
 
  • с минимально необходимым транспортом;
  • возможностью организовывать отгрузки собственными силами;
  • с надежными и проверенными кадрами.

Любой собственник вправе поступать со своим парком, как ему заблагорассудится. Каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, принятие решения зависит от очень многих факторов, и вывести идеальную формулу невозможно. Единственный совет: используйте максимум информации из различных источников для принятия адекватного и своевременного решения. В рассматриваемом нами случае руководство компании приняло правильное решение исходя из существующей ситуации на рынке. Они просчитали, что лучше частично избавиться от балласта в виде транспортного отдела и вложить полученные средства в развитие бизнеса, который, как показала практика, окупился в разы.
 
Остаточная стоимость
Стоимость транспортного средства на дату оценки в месте оценки с учетом износа, технического состояния, а также других факторов, оказывающих влияние на стоимость транспортного средства.


Алексей Дворников, независимый эксперт

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспорт"
www.logistpro.ru
Поиск по сайтуЯndex