Маркетинг и Логистика: конфликт или взаимодействие

12 Апреля 2010

При всех многочисленных речах о слаженном взаимодействии этих двух направлений деятельности, без которых уже немыслима жизнь ни одного современного предприятия, конфликт все-таки есть...

Маркетологи сетуют на логистов, что де те им все их замечательные начинания ломают – то нельзя то, то нельзя это… логисты жалуются на маркетологов, что де последние, будь их воля то, к каждому коробку спичек по живому слону в подарок упаковывать будут… нет, хоть бы чучело новорожденной крысы какой, им все масштаб и размах нужен!!! Вот так и живут… И иной раз так эти логисты и маркетологи разойдутся, что даже сигареты в честь их дружбы назвали L&M, чтоб как закурили, то сразу и вспоминали что "жить надо дружно!", и логистов на первое место в этом названии вывели – они то тихие, не то, что маркетологи – нахальные морды!..

А на самом-то деле вот оно как…

Что бы не говорить о высоких материях, предлагаю рассмотреть вопрос конфликта и взаимодействия в нескольких ракурсах –

  1. Логистика как один из наиболее важных маркетинговых инструментов;
  2. Перечень основных моментов "напряжения" во взаимодействии маркетинга и логистики;
  3. Бонус: 4Р логистики.

Ну что ж, начнем по порядку…

Логистика как один из наиболее важных маркетинговых инструментов

Давайте для начала разберемся с функциями рассматриваемых направлений, а именно маркетинга и логистики. Маркетинг занимается тем, что диктует качества продукта (товара или услуги), коммуницирует с потребителем – реагирует на спрос и создает ответное предложение о чем и сообщает последним, т.е. потребителям. Кроме этого маркетинг формирует и контролирует условия сделки купли-продажи. Логистика же в свою очередь, за обеспечение сделки, как ее самой, так и другие условия, от которых зависит ее состоятельность, но в рамках основных критериев – время и место, т.е. логистика обеспечивает как внешнюю сторону бизнес-процесса – предоставление продукта в удобном для потребителя месте в нужное ему время, и внутренние потребности компании, обеспечивая наличие необходимых для создания продукта компонентов так же в нужное для компании время в удобном для нее месте.

Как мы видим из предыдущего определения основная функция логистики это обеспечение запроса потребителя как внешнего (клиент), так и внутреннего (компания производящая продукт) в отношении времени и места.

А так как обеспечить наличие необходимого продукта в нужном времени-месте возможно огромным множеством способов, то из-за избирательности оптимальной схемы доставки товара в это самое время-место, мы можем считать логистику отнюдь не пассивным участником процесса воздействия на запросы потребителей, ведь от выбора способа доставки из множества вариантов полностью зависят желаемые уровни и сроки исполнения запросов. Как само разумеющееся мы все понимаем, что логистика и компетентность в ней по своей сути представляет собой один из основных инструментов нематериального стимулирования потребителей, обеспечивая ценовую премию за точное соблюдение условий времени и места, но более того, кроме этого фактора, логистика является одним из основных факторов определяющих стоимость производства продукта и стоимость обеспечения снабженческо-сбытовой цепочки, что является наиболее явной частью формирования цены продукта, т.е. соответственно логистика, кроме нематериального маркетингового инструмента, является и основополагающим инструментом в системе ценообразования, а цена является одним из немногих факторов определяющим ценность продукта и его востребованность на рынке. Соответственно логистика косвенно входит во практически во все разделы маркетинга, и независимо от того, что в каждом конкретном случае определяется как приоритет маркетинговой деятельности, логистика как минимум просто напросто создает возможность сам факт сделки, ибо без соблюдений условий времени и места сделка просто не может состояться, не говоря уже о только что упомянутой роли логистики в ценообразовании, а ведь предоставление конкурентной цены так же является необходимым условием присутствия продукта на рынке. В итоге, мы можем увидеть, что практически во всех видах бизнес-деятельности логистика является ключевым фактором успешности компании на рынке, а в некоторых случаях становится ключевой сферой компетентности и основным маркетинговым инструментом.

Давайте рассмотрим 2 примера, подтверждающих все вышесказанное -

Как первый пример, возьму хрестоматийный и уже набивший оскомину Wal-Mart. Но хоть рассказы о стратегии этой компании всем уже изрядно поднадоели, все-таки попробую рассмотреть успешность этой сети со стороны логистики – да, основой успеха Wal-Mart являются его низкие цены, везде декларируется, что они смогли этого добиться путем создания уникальной системы закупки, и продажи, и снижением издержек. Но что здесь такого нового – выбить предельно низкие цены у производителя могли многие, а лидирующие сети магазинов, в период старта проекта Wal-Mart делали это намного эффективнее чем он, система продаж – до Wal-Mart существовали сети магазинов-дискаунтеров, но именно он стал №1. Тогда что определило его успешность? Осталось последнее – снижение производственных издержек, а что ими является в дистрибьюции и розничной торговле, это доставка товара и в первую очередь его складирование, товар должен быть всегда в наличии в необходимом количестве, но без излишних запасов, только так можно обеспечить запросы потребителя, и не иметь приносящих дополнительные и очень значительные затраты складских излишков, а в противном случае, нести большие потери от неудовлетворенности потребителей. Вот эта уникальная система логистики и стала основным козырем Wal-Mart в конкурентной борьбе. По сути не цена, а именно возможность ее поддержания на низком уровне стала основным уникальным предложением сети, и эту возможность обеспечила логистика. Таким образом, Wal-Mart достиг лидерства потому, что его руководство изначально рассматривало систему распределения товара, транспортировку и его складирование как конкурентное преимущество, как инструмент маркетинга, а не как второстепенные функции и неизбежное зло, как это считали их недальновидные конкуренты. Как в свое время конкуренты Wal-Mart, сейчас многие компании задумываются о оптимизации системы логистики, затратах на ее создание, только тогда, когда к этому их вынуждают обстоятельства, в основном в виде наступающих на пятки конкурентов, которые уже позаботились о эффективной системе распределения и транспортировки товаров.

Но пример Wal-Mart в этом отношении был бы не полным, если не привести еще одного факта из его жизнедеятельности. Уже будучи спешно лидирующей сетью с прекрасно отлаженной системой логистики, Wal-Mart пошла дальше и объединила свою систему распределения и транспортировки с не менее успешной и достигшей высот в отношении эффективности логистики, компанией Procter&Gamble, чем обе компании объединив свои усилия достигли еще большего и окончательно закрепили свое лидерство, каждый на своем рынке. Этот факт показывает, что оптимизация системы логистики процесс постоянный, и даже будучи лидером не только в своем сегменте рынка, но и в компетентности логистики, необходимо идти далее – создавая дополнительные удобства для потребителей и формируя дополнительную прибыль акционерам, не говоря уже о защите от конкурентов.

Мой второй пример, уже тесно привязан к нашим сегодняшним Украинским реалиям, более того, данный маркетинговый инструмент построенный на логистике существует в компании где я на данный момент работаю. Пример так же иллюстрирует все вышесказанное о Wal-Mart – при том, что у компании ТиДиСи (дистрибьюция импортных грузовых шин) существует широчайшая сеть филиалов во всех регионах Украины, которые могут полностью удовлетворить потребность всех наших клиентов в шинах и их сервисе, клиенту надо только приехать на филиал, а из-за их большого количества где бы не находилось транспортное средство клиента ехать ему недалеко на филиале для клиента всегда будут в наличие необходимые ему шины, сервис и т.д. все ОК. Но мы пошли дальше – ведь наш клиент это грузовой автотранспорт, и его расход топлива даже при небольшом расстоянии перемещения весьма велик, что можно сделать, чтобы клиент получил больший уровень удовлетворенности от сотрудничества с нами, а мы в свою очередь ряд материальных преимуществ? Обеспечить доставку шин и сервиса в удобное клиенту место и время менее затратным способом, чем приезд самого клиента к нам на филиал. Мы создали "Дальнобой-Экспресс" (наши филиалы имеют название "Дальнобой") – это автомобили "Газель" оборудованные всем необходимым , чтобы произвести все виды сервисных работ по монтажу-демонтажу шин, аварийным ремонтным работам, которые производят доставку шин и обслуживание транспортных средств клиента в любое удобное для него время и месте – в автопарке, на трассе, где угодно… услуга не бесплатная, но так как бизнес-компании не услуги по доставке, а продажа шин и их сервис, то стоимость услуги равна затратам компании на осуществление доставки шин клиенту, а вот здесь и кроется самое интересное – ведь затраты топлива "Газели" практически в 3 раза меньше чем затраты того же топлива грузовым автомобилем, это не считая разницы амортизации и т.д. В итоге клиент получает необходимый ему продукт в любом удобном месте в любое время, не привязываясь к фиксированному расположению места нахождения продукта, как например филиал, производит экономию в 3 раза по сравнению с самостоятельным перемещением на филиал. А мы в свою очередь получаем удовлетворенного клиента, разгружаем филиал, тем увеличиваем его пропускную способность и экономим на затратах, ведь стоимость открытия филиала почти в 10-15 раз выше нежели стоимость создания мобильного сервиса. Вот так. Не сочтите это за рекламу, можете сразу же выкинуть из своей головы все упомянутые бренды и названия, но оставьте в голове суть – логистика является мощнейшим маркетинговым инструментом и может сама по себе стать основой продукта или успешнойконцепцией бизнеса.

И как дополнительный пример захотелось привести цитату от Д. Траута о Domino’s Pizza - "Краткосрочной точкой зрения Тома Монэгнэна (Tom Monaghan) для Domino's Pizza был выход на рынок с идеей "доставки на дом" и создание системы, быстро и эффективно доставляющей пиццу в нужное место. Его долгосрочным направлением было создание системы доставки в самые сжатые сроки.

Монэгнан не мог завладеть словами "доставка на дом" до тех пор, пока у него не было достаточно франчайзеров, чтобы позволить себе давать рекламу по всей стране. Он добился обеих целей, и сегодня Domino's - компания стоимостью 2,65 миллиардов долларов,  владеющая 40  процентами  рынка доставки пиццы на дом. Монэгэн добился всего этого без сложного десятилетнего плана.". Что мы можем увидеть в этой цитате? А то, что Domino’s Pizza поставила своим основным маркетинговым инструментом, более того основой дифференциации, логистику, а именно систему доставки продукт "до дверей" потребителя и достигла феноменальных успехов на таком высоконкурентном рынке, как рынок fust foot США, где сетевых пиццерий, как в Киеве киосков с шаурмой.

Да уж, так можно и подумать - "создай эффективную логистику и весь мир у тебя в кармане…" - нет, логистика это далеко не единственный источник успеха бизнеса, да и сейчас мы рассматривали логистику всего то в рамках ее роли как инструмента маркетинга, но асе таки она играет ключевую роль в обслуживании потребителей. Необходимо понять для себя – как в рамках логистика, как маркетингового инструмента создать дополнительные конкурентные преимущества компании, каким образом это скажется на уровне удовлетворенности потребителя, и более того, насколько динамично можно будет оптимизировать ее для удовлетворения все время меняющихся запросов потребителей и постоянным ростом желательной степени удовлетворенности.

Перечень основных моментов "напряжения" во взаимодействии маркетинга и логистики.

Мы уже рассмотрели основные функции маркетинга и логистики, рассказали как важна логистика, как маркетинговый инструмент, но пришло время рассмотреть наиболее часто встречающиеся моменты "напряжения" маркетинга и логистики – это те места, где наиболее эффективной стратегией является их полное взаимодействие, но в этих же местах чаще всего мы можем наблюдать их конфликт.

В данном случае мы рассмотрим проблематику отношений маркетинга и логистики на производственном предприятии, где можно увидеть наиболее яркие примеры конфликта взаимодействия рассматриваемых нами направлений. Чаще всего проблематика этих ситуаций зависит от простой узкой специализации и не желания согласования своих действий и планов между службами, в данном случае маркетинга и логистика, и начинают конфликт как всегда маркетологи, которые при разработке новых продуктов чаще всего заботятся только о том, насколько этот продукт удовлетворит запросы потребителей, формирование конкурентной цены, разработка маркетинговых коммуникаций и т.д., но совершенно не заботят, где добыть необходимые компоненты для производства продукта, сырье, как продукт будет складироваться, транспортироваться, упаковываться и т.д. Более того, забыв о этих факторов маркетологи могут довести свое начатое дело по созданию нового продукта до того уровня, когда вопрос о производстве уже решен, определена рыночная стоимость товара и в этот момент появляются "зловещие логисты" которые сообщают, что себестоимость в несколько раз превысит планируемую розничную цену товара из-за сложностей хранения и транспортировки данного уникального продукта, или же что стоимость доставки уникального сырья для данного товара возможна только через полгода и т.д. и т.п. Чтобы этого не случалось с нами, давайте посмотрим, на этапы, когда надо маркетологам срочно бежать на консультацию к логистам и наоборот.

Вот вам, маркетологи, инструкция по вопросам согласования с логистами при разработке нового продукта:

При разработке нового продукта обратите внимание на следующие его особенности и свойства:

  • температуру хранения и транспортировки как самого товара, так и сырья, необходимого для его производства;
  • ограничения, связанные с физическими свойствами упаковки (максимальная величина штабеля, кратность стандартным коробам и поддонам, пригодность существующего оборудования для упаковки именно этого вида товаров и т. д.);
  • текст на потребительской упаковке;
  • долю транспортных расходов в себестоимости продукта (для определения максимального эффективного радиуса распространения)

А теперь поподробнее, по каждому из указанных пунктов –

Начнем с того, что чаще всего нам как потребителям встречается – упаковка продукта – это так же важная точка соприкосновения логистики и маркетинга. Здесь дело обстоит так: маркетологи делают клиентоориентированная упаковку, которая удобна клиенту, красива, служит дополнительной рекламой продукту и т. д. А логисты идут другим путем, их упаковка, обеспечивает сохранность продукта, удобство хранения на поддонах, удобство в отборе, укладке, но совершенно далека от клиентоориентированности. Если дать одним из них полностью на откуп разработку упаковки, то будет беда – или будет красивейшая, но очень неудобная для хранения и транспортировки упаковка, или же наоборот, будет сверхудобная, но совершенно не привлекательная для потребителя упаковка. А ведь еще ее – упаковку надо просчитать так, чтобы она была кратной коробам, которые в свою очередь должны быть кратными стандартным поддонам. При создании упаковки для нового продукта желательно учесть все эти параметры, что возможно только в случае участия в разработке и маркетологов, и логистов. Также необходимо не забывать о характеристиках упаковки, отличающихся от стандартов, принятых в компании. Например, если упаковка имеет ограничение на высоту штабеля, транспортное средство (вагон или грузовик) будет иметь неполную загрузку по высоте. Следовательно, доставка такого товара обойдется дороже, чем в среднем.

А что касается упаковки, и в первую очередь теста на ней, то здесь кроется ряд моментов, которые маркетологи обычно не замечают, но должны быть тщательнейшим образом контролироваться логистами. Речь идет в первую очередь о соответствии текста на упаковке стандартам страны реализации товара. И в первую очередь это касается тех товаров, которые планируется выводить на международные рынки – СНГ, Европы и далее, ведь многие страны требуют размещения на упаковке информации на государственном языке и имеют собственные стандарты и требования к оформлению упаковки. Например – на Украине и РФ в указании массы продукта допустимо указывать погрешность, поэтому часто пишут "250 г +/- 4г" или "248-252 г", а вот в РБ это не допустимо, необходимо писать точный показатель, в данном случае просто "250 г".

А ведь часто из-за экономии места на упаковке принимается решение о том, что на упаковке будет размещаться информация на не более чем 2-3 языках, при том, что дистрибьюция этого товара происходит например в 5-10 стран, что приводит к тому, что вместо одной номенклатурной единицы с информацией на языках всех стран поставки продукта мы получаем 3-5 номенклатурных единиц. А это уже приводит к усложнению складских операций, увеличивает стоимость упаковки, за счет уменьшения ее тиражей, но основная проблема появляется в многократном увеличении складских запасов, за счет необходимости поддержания складских запасов каждой номенклатурной единицы. Это показательный пример неправильного взаимодействия отделов маркетинга и логистики.

В отношении групповой упаковки бывают другие интересные происшествия – например, мы имеем уже хорошо продуманный упакованный продукт, который совершенно логично группируется в стандартные упаковки, паллетируется и т.д. Но в какой-то момент маркетолог принимает решение о создании какой-либо новой формы акционной упаковки, или же решает приложить к каждой упаковке продукта какой-то подарок – мягкую игрушку, чашку, образец нового товара… тут-то проблемы появляются. Оказывается, что акционные позиции никак не хотят группироваться и чтобы все-таки этот уже произведенный товар все-таки достиг своего потребителя необходимо в срочном порядке пересматривать способ групповой упаковки, менять упаковочную технику, заказывать новые короба и т.д., то несет кроме просто "головной боли" еще и целую кучу дополнительных затрат, которые могут и "съесть" всю дополнительную прибыль предусмотренную как результат проведения данной акции. А вся проблема в том, что маркетологи всего-то не согласовали свои действия со службой логистики.

И если мы уже заговорили о акциях, то выплывает другая, часто встречающаяся проблема, вытекающая из несогласованности действий маркетинга и логистики. И как всегда проблема состоит в том, что как и в предыдущем случае, логисты о планируемой акции узнают последними, когда продукт произведен, акция разрекламированна, а вот теперь ваш выход логисты – складируйте и транспортируйте! Таким образом логисты оказываются замыкающим и совершенно не готовым к происходящему звеном сбытовой цепочки.

А что получается? Маркетологи придумали замечательную акцию "принеси пять крышечек – получишь баночку", запланировали трехкратное увеличение объемов продажи продукта, запустили рекламу и начали ждать реакции потребителей, но все рассыпается… а все оттого, что потребитель очень заинтересовался данной акцией, побежал в розничные сети требуя и крышечки и баночки, а товара то нет, или "утром вот был, а когда снова появится неизвестно…", а проблема то в том, что маркетологи забыли, как они это любят, предупредить о своих планах службу логистики, и соответственно некому было позаботиться о заблаговременном увеличении запасов сырья, увеличении объемов производства, складских запасов акционного товара, как у производителя, так и в местах продажи. И в итоге мы имеем не то, что увеличение объемов реализации, а выброшенные на ветер деньги, обиженных неудовлетворенных потребителей, и как итог объемы реализации не то что не растут, а начинают падать…

И от малого к большему мы можем перейти к управлению ассортиментом, где совместная деятельность маркетинга и логистики особенно важна при обновлении ассортиментного ряда новыми продуктами или обновленными модификациями существующих продуктов. Необходимость постоянной модификации продуктов, я думаю, не стоит обосновывать – это сделали до меня практически все гуру маркетинга, но если коротко это один из немногих способов продлить жизненный цикл продукта. Но проблематика этого аспекта в том, что при переходе на обновленную версию продукта обычно происходит 2 вещи – 1. всплеск потребительского спроса и 2. проблема ликвидности остатков предыдущей модели, уже потерявшей свою актуальность, но имеющей существенные остатки продукта в ряде звеньев сбытовой цепи. И если в "разруливание" этих проблемных мест, а лучше профилактику их появления не включатся логисты, то финансовые потери от неудовлетворенного спроса потребителей новым продуктом (недостаточное наличие продукта при всплеске покупательской активности) и потери запасов предыдущей версии продукта, могут захлестнуть компанию с головой. Но мало того, что логисты должны активно принимать участие в управлении ассортиментом, они так же должны быть активными в управлении жизненным циклом продукта, куда входит только что рассмотренный раздел управления ассортиментом. Ведь на различных стадиях жизненного цикла продуктов к работе с ним должны применяться не только различные маркетинговые стратегии, но и совершенно различные логистические стратегии, и если в этом процессе эти две службы не найдут общего языка, то процесс превратится в управление циклом смерти продукта.

Так же полного согласования со службой логистики требует определение территорий сбыта и мест сбыта, возможно определенные маркетингом как оптимальные регионы и места сбыта окажутся нереальными из-за высокой степени затрат на их логистическое обслуживание, или потребует создание новой схемы логистики транспортировки и складирования, вплоть до создания специальных региональных складов и систем транспорта, а если логисты заранее не будут уведомлены о этих начинаниях маркетологов, то может оказаться, что произведенный продукт невозможно доставить в срок и в надлежащем объеме в указанные маркетологами регионы и места продажи. Вот так-то.

Как мы уже смогли понять из перечисленных выше примеров, успех компании и ее продуктов, как товаров, так и услуг, зависят во многом от слаженной деятельности служб маркетинга и логистики. Но для того, чтобы они могли действительно эффективно взаимодействовать необходимо провести ряд действий для создания системного взаимодействия между ними. Необходимо провести собрания на которых обсудить процессы происходящие в маркетинге, и получить от службы логистики ключевые точки согласований на каждый из процессов, если в этом есть необходимость, но это не односторонний процесс, логисты так же должны показать свои процессы, чтобы маркетологи в свою очередь сообщили контрольные точки согласований – ведь хоть это часто замалчивают логисты, но иногда ключевую роль в успешности продукта играют такие факторы как место происхождения сырья из которого произведен продукт, компания, производящая доставку продукта потребителям, сеть распределения привлекательность групповой упаковки. Иногда логисты не согласовав с маркетологами указанные аспекты своей деятельности сводят на нет все усилия маркетинга в создании нового успешного продукта. Но более того, хоть мы сейчас рассматриваем аспект взаимодействия маркетинга и логистики, согласованность деятельности всех служб компании, а в идеале и согласованность со службами компаний0партнеров это залог эффективности, и все вышенаписанное в отношении взаимодействия маркетинга и логистики можно достаточно смело экстраполировать на взаимоотношения других служб компании. В идеале в компании должна сужествовать постоянно действующая система всеобщего информирования, согласования и координации, это может быть сделано на базе интранета, на базе каких-либо систем внутрекорпоративного обмена информацией, не столь важен способ, сколь результат.

Да, даже при прекрасно налаженной системе внутрикорпоративного информирования и согласования могут возникнуть сбои и непонимание за счет нехватки знаний например маркетинга у логистов и наоборот, но этот вопрос так же решаем путем проведения краткосрочных обучающих программ для "не специалистов". Когда проблема взаимодействия и интеграции служб ясна всем сотрудникам компании достаточно легко организовать обучение специалистами, например маркетинга "не специалистов" других служб компании по маркетингу и именно в контексте деятельности данной компании, и наоборот. В таком случае все службы будут четко понимать сферу деятельности параллельных служб и все смогут эффективно взаимодействовать. Более того, такое обучение часто дает еще и дополнительный бонус, как например после обучения маркетингу специалистов других служб, обычно появляется куча интересных и оригинальных маркетинговых решений, лежащих на поверхности, но не видимых маркетологами из-за своей уже определенной профессиональной "зашоренности" и наоборот.

4P логистики

И как бонус, предлагаю рассмотреть участие логистики в знаменитых маркетинговых 4Р – Price, Place, Product, Promotion. На самом деле выше мы уже это рассмотрели, но не сосредотачивали свое внимание именно на данном аспекте, а ведь на самом деле все очень просто –

Price – логистика является одной из основ формирования цены, ибо как мы знаем густо-часто затраты на складирование и транспортировку товара, сырья для его производства могут составлять до 90% от цены товарной единицы, поэтому часто именно логистика, а точнее уровень ее компетентности создает ценовое преимущество продукта, будь это товар или услуга.

Place – здесь и говорить особо ничего не надо, ведь даже ребенок знает, что именно место (и время) это то, за что отвечает именно логистика, а точнее только логистика обеспечивает продукт в нужном потребителю месте, и именно от нее зависит на каком качественном уровне это произойдет (в нужное ли место попадет продукт, вовремя ли он попадет в заданное место, в каком состоянии продут окажется в заданном месте, каково стоимость доставки продукта в заданное место и т.д.).

Product – возможность создания продукта всецело зависит от логистики, ведь любой продукт должен быть произведен из каких-либо компонентов, доставить, складировать и т.д. которые должна логистика, и возможность осуществления этого, на уровне который позволит создать продукт определенного качественного уровня (качество поставленного сырья, качество его складирования и транспортировки), в рамках заданной ценовой стратегии (стоимость логистики сырья на производство и стоимость логистики распределения продукта).

Promotion – чтобы потребитель получил свой рекламный проспект, буклет, образец и т.д. должен быть обеспечен процесс доставки рекламных материалов в места их распределения – это прямая задача логистики, и уж от того насколько эффективно это будет сделано будет зависеть эффективность рекламной компании. Как и любая вроде успешная рекламная компания может разбиться о неэффективно поставленную логистику распределения продукта – реклама активизирует спрос на продукт у потребителей, а его отсутствие в сети распределения полностью похоронит усилия маркетологов и рекламистов.

Вот так мы и вывели то, что маркетинг и логистика настолько тесно завязаны, что все идет к тому, что их надо объединять в единое направление – "маргиналистика", чтобы эти "маргиналы" сами уже полностью от себя и зависели. ;)

Как мы видим взаимодействие маркетинга и логистике более чем необходимо, хотя все-таки при всей непереоценимой значимости логистики необходимо заметить, что главенствующую роль несет на себе маркетинг, указывающий пути развития, коммуницирующий с потребителем и т.д., а логистика обеспечивает его эффективность, являет собой иногда функцию маркетингового инструмента, иногда оптимизатора маркетинговых процессов и в первую очередь именно логистика ведет непосредственно общение с потребителем поставляя ему товары и услуги, подготовленные потребителю в ответ на его запрос маркетинговой службой, т.е. все-таки логистика являет собой функцию обеспечения. И если вернуться к началу статьи, то однозначно подтвердилось, что L&M = Love, в идеале конечно, хотя, на самом деле M&L будет правильнее, но чтобы логисты не расстраивались, маркетологи-то всегда найдут способ, как себя порадовать, пусть будет L&M forever & ever!

Антон Белецкий

К списку разделов
Другие статьи из раздела "Транспортировка"
www.advertology.ru
Поиск по сайтуЯndex