Основным центром перевалки минеральных удобрений на экспорт остается Северо-Запад

23 Сентября 2022

Ситуация в российской химический индустрии и со связанными с ней перевозками выглядит крайне неоднозначно. Согласно данным Росстата, производство аммиака в России упало в апреле с 1,5 млн т до 1,3 млн т и с тех пор выше не поднималось. Тогда же, в апреле, снизился выпуск всех минеральных удобрений. Но при этом производство азотных удобрений в мае подскочило, чтобы опять просесть в июне и июле.

Производство аммиака за 7 месяцев упало на 12,8%, до 10,1 млн т, калийных – на 25,8%, до 4,6 млн т, зато азотных – выросло на 3,5% примерно до 6,9 млн т, фосфорных – на 0,4%, до 2,6 млн т.

Погрузка же минеральных удобрений на сети РЖД резко упала в апреле, после чего поднялась в мае и в течение последующих месяцев была стабильно на уровне 5 млн т в месяц. И в целом за январь – июль она сократилась на 6%, до 35,6 млн т.

Экспорт же минеральных удобрений через морские порты России за 7 месяцев увеличился на 17%, до 12,6 млн т.

Сейчас контейнеры с удобрениями идут через Дальний Восток, куда заходят китайские компании. И делаются попытки запустить их отправки через Черное море в Турцию. Но учитывая, что многие химические заводы находятся в европейской части России, то им, в общем-то, невыгодно вести контейнеры через всю страну на Дальний Восток, через порты Черного моря их можно переваливать лишь на фидерные суда, что далеко не всем интересно.

При этом основным центром перевалки минеральных удобрений на экспорт остается Северо-Запад России в силу того, что именно там сосредоточены терминалы по перегрузке агрохимикатов на суда. Порты Черного моря и Дальнего Востока им пока альтернативой не являются.

Замечу, что на фоне определенных проблем с экспортом отечественные предприятия стали наращивать поставки в адрес российских аграриев, и благодаря этому в определенной степени погрузка на сеть РЖД не сократилась еще сильнее. Но тут есть загвоздка – далеко не все станции в России подходят для принятия составов с большим числом вагонов. Как правило, их подъездные пути могут принять ограниченное количество полувагонов. Поэтому не везде в нашей стране удобно доставлять и складировать удобрения.

Кстати, перевозки белорусских удобрений особой напряженности не создавали, так как их объемы были ничтожны и их перевозки ведутся в морские порты Северо-Запада России – Санкт-Петербург и Усть-Лугу. Однако скоро все может измениться, так Россия и Беларусь работают над соглашением по поводу их перевалки через морские порты нашей страны и предполагается, что перегружаться на суда они будут в Мурманске. Там предполагается построить терминал для их перевалки мощностью 5–7 млн т в год.

На данном фоне положение дел с подвижным составом сильно дифференцировалось в зависимости от его видов. Наблюдался профицит полувагонов, сопровождавшийся падением ставок на их аренду. Зато минераловозов не хватало, впрочем, крупные игроки подобного не ощущали – у них есть собственные парки подвижного состава.
Базовые ставки на минераловозы подскочили в феврале – апреле 2022 года и потом снизились. Возможно, имели место сложности с цистернами под аммиак, поскольку они были задействованы на предприятиях под его накопление.

Источник: РЖД-Партнер



Поиск по сайтуЯndex